Культура и традиции Тибета:

Раскрыта одна из тайн Тибета

News image

Тибет называют «крышей мира». Именно здесь расположены высочайшие вершины планеты, а также львиная доля территорий, расположенных выше 4 тысяч метров на...

Лхаса старая и современная

News image

В ночном клубе «Ветер Тангула» Лобсанг развлекает толпу собравшихся исполнением тибетского этнического рока. Фанаты залезают на сцену, чтобы повязать вокруг ег...

Далай-лама: «Свободному демократическому Тибету не ну

News image

Верховный духовный сан Далай-ламы должен быть упразднен, если Тибет обретет автономию и станет демократической страной», – заявил духовный лидер тибетского на...

Главная - Тибетская медицина - ЖИЗНЬ КАК ПУЛЬСАЦИЯ



ЖИЗНЬ КАК ПУЛЬСАЦИЯ

Тибет - Тибетская медицина

 

Определяя, что такое жизнь, Санчжэй-Чжамцо пи­шет: Части жизни дано название пульсации времени жизни, она с дыханием выходит от кончика носа на 16 пальцев и затем вновь входит внутрь.

Другая часть — это заблудившийся принцип жизни [bla]... Постоянно проходя через множество водных ни­тей рук, [она ] заблуждается и выходит наружу.

Что касается третьей [части], она, если собрать то, что [о ней сказано] в разделе тантр и в других, нахо­дится в содержании [всего проявления жизни], являя' необходимую пульсацию в природе собственной длитель­ности. Представляя принцип жизни [как таковой], не останавливаемый, подобно вышеописанному, [этот принцип жизни] охватывает все тело с головы до ног и движется, сочетаясь с внутренними пульсациями — пульсациями жизни — белыми, черными и синими (т.е. пульсациями слизи, крови-желчи, ветра [18, с. 182]) и с дыханием. Вместе с необходимо исследуемыми пятью выдохами и вдохами [он] считается подходящим для восприятия вышеуказанных пульсаций. Они же все, представляя части жизни [как таковой — srog], в целом определяются словом жизнь [в этом теле — tshe].

Ветры, кровь, тонкое семя [mdangs] и все осадки тонкими и грубыми движущими полостями соединяют все внешние и внутренние [части ] тела, и, благоустроив это тело, в течение длительного времени эта определяю­щая существование грубая основа является как бы его корнем. Более того, поскольку [эта структура] является как бы корнем [rtsa ba ], на котором держится жизнь, она носит название каналов-пульсаций жизни [11, II, 4, л. 44а ].

Необходимые пояснения: термины bla, srog, tshe, каждый из которых можно бы перевести как жизнь , семантически все же не однозначны.

Bla. Этот термин часто переводят как душа , оче­видно, основываясь на том, что в буквальном смысле это слово означает высшее (в человеке). Однако в поня­тие душа на любом из европейских языков вкладыва­ется содержание, совершенно не сходное с тем, что под­разумевают тибетцы под bla. И давая определение сло­весного смысла термина bla, Вандуй пишет: Bla. Это одно из названий жизни (srog)... Это термин для обоз­начения срока жизни (tshe), теплоты (drod) и агрегата сознания (rnam shes rten, citta) [8, с. 382]. Именно на этом основании я перевожу Ыа как принцип жизни.

Srog. Вообще это то, что лежит в основе и поддер­живает основу [жизненности] в каждой области [тела], это та часть ее, которая осуществляет необходимую глу­бокую связь (dbyer med) ветра с умом (sems, manas) [8, с. 645], что позволяет понимать srogкак жизнь [как таковую].

Tshe. Собственно, это то же, что санскритское ayuh (возраст) в значении kala (время, жизнь, длящаяся ка­кое-то время).

Итак, по определению Санчжэй-Чжамцо, пульсация жизни, находясь в основе всех форм жизни и являя не­обходимую пульсацию в природе собственной длительно­сти, представляет собою принцип жизни как таковой. Какова же причина этой пульсации? На этот вопрос от­вет дается в п. 1 Ютогбы (см. ч. 1, гл. 2): Причина пульсации заключается в следующем. Это [человеческое ] тело порождено свойствами четырех либо пяти махабхут. Причина возникновения пульсации из­нутри него подобна семени-зародышу, каковым является сердце [18, с. 181].

Четыре махабхуты — это земля, вода, огонь, ветер. Пятый махабхута — пространство — отвечает за про­странственную конфигурацию наимельчайших частиц

—  rdul phra rab   [13] и образует полости в человече­ском теле. Тему пяти махабхут мы рассмотрим в следу­ющей главе, здесь же лишь подчеркнем, что, признавая причиной всех пульсаций сердце, являющееся преиму­щественным  обиталищем  сознания   (rnam  shes)    [18, с. 197], тибетская медицина указывает на различное их происхождение, о чем речь пойдет ниже.

Теперь же рассмотрим п. 2 Ютогбы. Сущность пульсации. Ютогба предлагает следующее определение сущности пульсации: Сущность пульсации

—  это движение крови, ветра и воды, а также полости [по которым они движутся].  Поэтому-то говорят,  что корень  [rtsa ba] сам не распространяется, а передача идет по каналам [rtsa]. [Так обычно говорят]. Я же не утверждаю, что сущность пульсации — это движение крови, ветра и воды вместе с полостями. Это все равно, что утверждать, например, что поскольку масло белое и белизна ему внутренне присуща, то белизна и есть мас­ло. Скорее, сущность пульсации — это движение крови, ветра и воды по полостям, [обнаруживающее ее ] связь с внешними и внутренними частями тела и связь с особым каналом жизни [18, с. 181].

К различным каналам жизни и к ветру мы обратимся ниже; вода в данном контексте — это желтая вода [chu ser]: В этом случае вода означает желтая вода [11, II, 4, л. 306]. Вандуй поясняет: Желтой водой называют желто-красную жидкость, находящуюся между мясом и кожей и внутри суставных влагалищ, сочетающую крас­ного цвета субстанцию — производное осадка крови, и черновато-желтого цвета субстанцию — производное со­ка желчи [8, с. 168].

Очень важное значение имеет классификация пуль­саций, на которой мы остановимся подробней.

Классификация пульсаций: с точки зрения проис­хождения [rigs], с точки зрения опоры [rten], с точки зрения природы [rang bzhin] [18, с. 182].

Классификация с точки зрения происхождения. Ютогба лишь называет виды пульсаций с точки зрения их происхождения, значение же их выявляется через постижение их природы; белая пульсация рождается в мозге, она сущностная; черная пульсация рождается в канале жизни — это пульсация крови; пульсация ветра — это пульсация смешанных ветра и крови [18, с. 182].

Классификация с точки зрения опоры: мужская пульсация, женская пульсация, бод-хисаттвовская пульсация [18, с. 182].

Эти три типа пульсаций определяют психофизиоло­гический тип личности: Нет человека, чья пульсация не относилась бы к одному из этих трех типов... Пуль­сация, называемая мужской, вследствие преобладания ветра толстая, ее биение грубое. Женская из-за преобла­дания желчи тонкая и быстрая. Бодхисаттвовская из-за слизи медленная, тягучая, мягкая [11, IV, л. 21а,б]. Так происходит потому, что опорой мужской , жен­ской и бодхисаттвовской пульсаций являются соответст­венно основные каналы-пульсации тела: Авадхути, Ра-сана и Лалана. И прежде чем приступить к дальнейше­му обследованию пациента, тибетский врач определяет характер его врожденной пульсации, относя ее к одному из трех указанных типов. Врожденная пульсация четко определяется у здорового человека, когда на нее нет на­кладок иных пульсаций вследствие избыточности либо недостаточности пульсаций ветра, желчи или слизи — иначе определение врожденной пульсации может ока­заться затруднительным. Тибетские врачи учитывают также возможность определения психофизиологического типа личности и соответственно типа врожденной пуль­сации по конституции, характеру, вкусам, привычкам, образу жизни (см. гл. 1).

Еши Донден, однако, замечает, что у людей, облада­ющих природой ветра, тип пульсации не обязательно будет мужским; то же относится и к другим типам лю­дей — с природой желчи или слизи [107]. В Тибете бы­ло принято спрашивать у больного о типе его врожден­ной пульсации, который обычно был ему известен. Тек­сты подчеркивают, что если не определить тип врожден­ной пульсации у пациента, то можно спутать врожден­ную пульсацию с болезненной, поэтому важно это сде­лать прежде, чем приступить к исследованию частных характеристик отдельных пульсов.

Классификация с точки зрения природы. Согласно положениям тибетской медици­ны, в теле человека имеются три канала жизни , кото - рыми определяются функции всех систем организма. Это центральный канал жизни , или Авадхути, черный канал жизни , или нижняя полая вена [11, II, л. 366], и белый канал жизни , или канал спинного мозга [11, II, 4, л. 406]. Из них черный и белый каналы жизни явля­ются вторичными образованиями, основу же всей жизне­деятельности организма составляют Авадхути и взаимо­зависимо с ним функционирующие левый белый канал Лалана и правый красный канал Расана: Если объеди­нить все виды каналов, они группируются в три — ка­налы ветра, каналы крови, каналы воды. Из них же ка­налы ветра единственно от Авадхути, каналы крови только от Расаны и каналы воды только от Лаланы рас­ходятся и [вследствие этого] обладают способностью [проводить соответствующие энергии ].

Но от чего же считать расходящимися каналы сме­шанных ветра и крови? — Все эти три пульсирующих канала: Расана, Лалана и Авадхути, собравшись в корне сердца, силою промежутка, в котором функционирует подверженный эмоциональным аффектам ум, заставля­ют пульсировать сердце, и по этой причине в сердце и во всех соединяющих принцип [этой пульсации] кана­лах движутся, соединившись, ветер и кровь, и каналы пульсируют.

У этого тела при зачатии в матке все пульсации суть только формирующие пульсации; от этих пульсаций, [сконцентрированных] в середине пупа, расходятся три бесподобных острия [в виде каналов-пульсаций ].

Из этих так разветвившихся каналов-пульсаций пер­вый — это некий движитель базы воды-луны, проходя­щий по левой стороне тела и связующий сердце, горло и макушку по центрам чакр, а в других местах, разветв­лениями опираясь на этот идущий вверх канал, [ветви канала] формируют мозг, и по причине того, что мозг активизирует омраченность и слизь, в силу условия их совместной активности, эта омраченность, опираясь на мозг, локализуется и проявляется [там]. Омрачение, тяжкая темнота и прочие, ибо они по большей части проявляются в голове, порождают из этой омраченности слизь и осуществляют локализацию в верхней части те­ла причин, условий и результатов [ее активности ].

Подобным же образом второй из этих каналов — это некий движитель базы крови-огня, он в середине тела в обширной области печени входит во вбирающий пита­тельный сок канал. Его ветвь, доходя до десятого по­звонка и опираясь на него, формирует черный канал жизни с ветвями. [Здесь] кровь активизирует гнев и желчь, и в силу условия их совместной активности этот гнев, опираясь на черный канал жизни и кровь, локали­зуется там; от этого гнева рождается желчь, вследствие чего в середине тела локализуются причины, условия и результаты [этой активности], и гнев, когда он внезапно возникает, производит возмущение в средней части тела и там рождается и проявляется.

Затем третий из этих каналов [Авадхути]. Это некий движитель ветра-мудрости. В направлении выхода дыха­ния из тела он идет вверх, как это описано выше (т.е. по центру тела. — В.П.). Его одно острие пронизывает нижнюю часть тела, там вследствие движения базы бла­женства возбуждается тайное место, и семя активизиру­ет страсть и ветер. В силу условия их совместной дея­тельности страсть проявляется, локализуясь в тайных местах мужчины и женщины. Так как из этого рождает­ся ветер, он локализуется в нижней части тела вместе с причинами, условиями и результатами [своей активно­сти]. Эта сущность именно в силу своей локализации так мощно проявляется [11, II, 4, л. 346-356].

Представляя основу всех наличных каналов-пульса­ций, Авадхути, Лалана и Расана создают структуру по­следовательно расходящихся 1072, 72 000, 13 500 000 каналов, связующих тело в одно целое. Тексты описыва­ют четыре типа таких каналов: [1] формирующие ка­налы [chags pa'i rtsa ]; [2 ] каналы бытия [srid pa'i rtsa ]; [3] каналы связи ['brel ba'i rtsa]; [4] содержащие жизнь каналы всех начал [tse gnas pa ye rtsa] [2, II, 4, л. ЗЗб].

Их природа выявляется по их функциям, описывае­мым Ютогбой следующим образом: «[1] каналы, прово­дящие подобный каплям воды сок хилуса; [2] каналы, проводящие сок крови, подобный каплям киноварной травы лома ; [3] каналы, проводящие сияющий подо­бно радуге разными цветами сок тонкого семени и света; [4 ] каналы, проводящие цвета очищенного золота сок дыхания, подобный пронизывающему землю пару» [3, с. 182].

Добавив к этому сердце, получим пять каналов. Сер­дце же как царь каналов жизни осуществляет пульса­цию жизни [3, с. 182]. Г л а в а 3

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные люди Тибета:

News image

Буддийская монахиня Силиана Боса: Лама Сопа Ринпоче всегд

В Лагани проходит выставка священных буддийских реликвий. Там для жителей близлежащих районов Калмыкии и калмыков Астраханской области будет развернута выстав...

News image

С неба спустились Будды: о визите Сакья Тризина Ринпоче в

Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче назвал визит Его Святейшества Сакья Тризин Ринпоче благоприятным знаком для Калмыкии. Пятидневная программа держателя ...

News image

Автобиография Далай-ламы

АВТОБИОГРАФИЯ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ДАЛАЙ-ЛАМЫ ТИБЕТА СВОБОДА В ИЗГНАНИИ Предисловие Для различных людей «Далай-Лама» означает разное. Для одних это значи...

News image

Буддизм в России. Интервью с Тэло Тулку Ринпоче на радио

Транскрипт интервью, опубликованный на сайте радио Эхо Москвы: ОЛЬГА БЫЧКОВА: Добрый день, это программы Мы . У микрофона Ольга Быкова. Сегодня наш гость ...

News image

Интервью с Его Святейшеством Сакья Тризином

В конце мая 2010 года Его Святейшество Сакья Тризин, глава школы Сакья тибетского буддизма, посетит Россию по приглашению Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку ...

Последние истории:

Непал. Микро пони-трек

News image

“Купца Найденова посетила муза истории и показала кукиш. От приятной дамы и кукиш получить приятно, а от музы истории не только приятно, но и вдохно...

Лхаса - столица древнего Тибета

News image

Попасть в Тибет - легендарную горную страну, которая лишь в XX веке открылась европейцам, проще через Непал. На борту самолета, летящего из Катманду...

Секреты медицины:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ

Если принять во внимание тот факт, что шестым ор­ганом чувств в тибетской медицине признается ум, всю диагностику тибетской медицины можно считать сен...

More in: Тибетская медицина

Авторизация



Достопримечательности Тибета:

Миндролинг

News image

Неподалёку от развалин Джампалинга расположен монастырь Миндролинг, один из важнейших центров школы Ньингма, древнейшей среди школ тибетского буддиз...

Кайлаш: святыня Тибета

News image

С древних времен монахи и отшельники, йоги и старцы отправлялись в уединение природы для молитв и медитаций. Овеяны легендами и мифами, историями о ...

Потала - дворец Далай-ламы

News image

Люди утверждают, что это одно из самых огромных зданий, которые есть в мире. Если вы там проживаете много лет, то в любом случае все секреты данного...

Озера Манасаровар и Ракшас Тал

News image

Около тридцати километров к югу от Кайласа  расположено озеро Манасаровар (4560м) или как его называют по-тибетски Мапам Юм Цо, что значит «озеро По...

Джампалинг

News image

Покинув Самье, мы снова переправимся на другой берег Брахмапутры, где нас будут ждать наши машины. Примерно через час они доставят нас к руинам мона...

Сакья

News image

Наутро, покинув Шигацэ, мы направляемся в монастырь Сакья, расположенный на высоте 4280 метров над уровнем моря в 150 километрах от Шигацэ и 25 кило...

Монастыри Гэлуг

News image

Цонгкхапа учредил ежегодный религиозный фестиваль, который с тех пор проводится в начале тибетского Нового года (Лосар). Большой молитвенный фестива...

Монастырь Чиу Гомпа (Птичий монастырь)

News image

Возвышаясь над бирюзовой гладью священного озера Манасаровар, вблизи поселка в котором мы остановились на ночлег, находится монастырь ,который назыв...

Баркхор

News image

Окружая Джоканг со всех сторон, проходит один самых священных для тибетцев путей паломничества, который они обходят, двигаясь в направлении часовой ...