Культура и традиции Тибета:

Китайские власти ужесточают ограничения религиозной ж

News image

Китайские чиновники в Тибете рекрутировали более 140 молодых тибетцев для исполнения традиционных танцев на Олимпийских играх в Пекине, в то же...

В Тибет на Ходоин -- праздник кислого молока

News image

Накануне нас, группу российских журналистов, приехавших на Тибет по приглашению пресс-центра Госсовета КНР, сопровождающие попросили быть полностью готовыми часам к пя...

Возвышение школы Гэлуг

News image

В истории возвышени школы Гэлуг сыграли большую роль хошуты, которые были родственны предкам современных калмыков. Хошуты осели в 1636 в ра...

Главная - Тибетская медицина - ТЕОРИЯ ВРАЧ, БОЛЬНОЙ, БОЛЕЗНЬ. БОЛЬНОЙ



ТЕОРИЯ ВРАЧ, БОЛЬНОЙ, БОЛЕЗНЬ. БОЛЬНОЙ

Тибет - Тибетская медицина

 

Врач имеет дело с больным человеком. Он лечит не болезнь, а больного, так как всякая болезнь, по пред­ставлениям тибетских врачей, это не отдельный изоли­рованный процесс, а следствие изменения (rnam gyur) естественных состояний и процессов, которое охватывает весь организм и наиболее явно выражено в той или иной группе симптомокомплексов, что позволяет классифици­ровать каждое данное изменение как болезнь, ибо оно обладает своими собственными признаками (svalaksanah, rang mtshan).

Однако для того, чтобы обнаружить, наступило ли изменение какого-либо рода, необходимо знать исход­ное состояние. То есть для определения критерия болез­ни необходимо иметь критерий здоровья. В наиболее об­щем виде эти критерии, как они видятся тибетскому врачу, изложены мною во введении. Для конкретизации их необходимо излагать в том порядке, как их описыва­ют сами тибетцы.

В Четырех Тантрах утверждается:

Болезненности,   составляющие  тела,   нечистоты  —

троица. Не изменены они или изменены — исходя из

этого Тело живет или разрушается [1, I, 3, л. 6а].

Болезненности (nad). В Голубом берилле [11, I, 3, л. 28а] вместо принятого в Четырех Тантрах усечен - ного варианта этот термин приводится в его полном виде базы болезней (nad gzhi).

Базы болезней — это ветер, желчь, слизь.

Причиной, порождающей ветер, желчь и слизь, явля­ются эмоциональные аффекты неведения: страсть, гнев и омраченность Cdod chags, zhe sdang, gti mug).

Неведение — это неведение в отношении собствен­ной природы. Оно может выражаться в вере в я , са­мость (атман веданты) как некую неизменную сущ­ность, лежащую в основе личностного существования, либо же в убеждении, что со смертью человека всякое его бытие как личности прекращается — идет распад аб­солютно всех его составляющих на элементы и, следова­тельно, наступает прекращение причинно-следственного рода, внутри которого человек осознает себя как лич­ность (школа чарвака).

Тибетский врач исходит из того, что, не имея в ком­плексе элементов собственного бытия ни единой кон­станты, человеческая личность, однако, представляет не­кую индивидуализированную длительность потока по­стоянно меняющихся элементов — потока, который не начинается с данного рождения и не кончается со смер­тью тела. Поскольку этот поток есть дхарма (chos), то направленность его к совершенствованию несомненна. Следовательно, состояние этого потока в каждый конк­ретный момент жизни имеет исключительную ценность. Как сказано в Дхаммападе : Здоровье — великая по­беда . Однако даже человек, сознательно ставший на путь совершенствования, мечется между верой в я (rtag Ita, cac,vatavada) и верой в конечную разрушимость всего сущего (chad Ita, ucchedavada). Значит, и у него в основе существования лежат те же три яда (dug gsum) — страсть, гнев, омраченность. Но эти же три яда служат и основой для совершенствования — проявляясь на соматическом уровне как ветер, желчь и слизь, они обеспечивают возможность мыслительной деятельности, и змея начинает раскручивать себя сама .

Составляющие тела. Их семь: питательный сок [хи­лус], кровь, мясо, жир, кости, костный мозг, семя. Об­разно говоря, это семь уровней развития тканей тела от переваренной пищи до семени. В то время как ветер, желчь и слизь могут быть поражающим фактором (gnod byed) тела, семь его составляющих и подлежащие выде­лению нечистоты суть поражаемое (gnod bya).

Нечистоты суть подлежащие выделению — кал, мо­ча, пот [1, I, 3, л. 6а]. Они являются поражаемыми, так как до выделения из тела они участвуют в обменных процессах и их характеристики могут быть изменены по причине нарушения равновесия ветра (общих регули­рующих функциональных систем), желчи (огненной теплоты на всех семи уровнях тканей) и слизи (систем стабилизации основных тканей и функций), что в свою очередь может оказать поражающее воздействие на весь организм.

Как остаточные сущности развития составляющих и нечистот рассматриваются слизь желудка, желчь сосу­дов, выделения нечистот из пор и отверстий (нос, глаз и т.д.), зубы, ногти, волоски на теле, выделения жира, за­родыш в матке и т.д. [11, II, 5, л. 76].

Предельным развитием семени как составляющей те­ла является тонкое семя (mdangs). Локализуясь [по преимуществу] в сердце, оно охватывает все тело, под­держивает жизнь, придает яркость внешнему виду [Там же ].           .

Итак, ствол тела без болезней — это болезненные основы, составляющие тела и нечистоты, находящиеся в неизмененном состоянии в отношении их локализации и количественной характеристики [11, I, 3, л. 306].

Ветер локализуется в нижней части тела; его количе­ственная характеристика — величина (собственного) мо­чевого пузыря [1, I, 3, л. 66; 1, II, 4, л. 56].

Желчь локализуется в средней части тела; ее количе­ственная характеристика — по величине (собственного) полового органа вместе с мошонкой [Там же].

Слизь, имея опору в мозге, локализуется в верхней части тела; ее количественная характеристика — три (собственные) горсти [Там же ].

Количественная характеристика крови и кала — по семь горстей (snyim pa); мочи и желтой воды — по че­тыре горсти; жира (zhag) и сала (tshil bu) — по две гор­сти; тонкого семени (mdangs) и семени (khu ba) — по одной пригоршне (khyor ba); мозга — одна собственная горсть; мяса — пятьсот мер ладони, [причем ] у женщи­ны [за счет] бедер и груди на двадцать [мер ладони] больше; костей насчитывается 23 вида [с общим количе­ством от 360 до 365 в соответствии с различными клас­сификациями [1, II, 4, л. 56].

С позиции Коренной Тантры это все, что необхо­димо знать для определения критерия здоровья с теоре­тической точки зрения; с практической точки зрения не­обходимо знание методов диагностики, о которых пойдет речь в ч. III. Пояснительная Тантра [1, II, 4] описы- вает также общую анатомию, анатомию и функции раз­личных каналов (rtsa), анатомию и механизмы пораже­ния уязвимых структур тела, полости и отверстия тела.

Для поддержания описанных болезненных основ, со­ставляющих тела и нечистот в равновесном неизменен­ном состоянии чрезвычайно важную роль играют вкус и сила принимаемой пищи и образ жизни человека в за­висимости от его психофизиологического типа.

Основных типов три.

Люди, обладающие природой ветра, по виду суту­лы, сухощавы, бледны, многоречивы, не переносят холо­да и ветра, при ходьбе шумны. Достояние у них неболь­шое, жизнь короткая, сон поверхностный, тело малень­кое. Радуются пению, смеху, ссорам. Любят сладкое, кислое, горькое, горячительное. Обладают признаками грифа, ворона и лисицы.

Люди, обладающие природой желчи, трудно перено­сят жажду и голод, волосы и тело [у них] желтого цве­та, ум острый, гордость большая. Сильно потеют, пах­нут, жизнь [у них ] средней продолжительности. Облада­ют средним достоянием, телом средних размеров. Любят сладкую, горькую, терпкую и прохладительную пищу. Обладают признаками тигра, обезьяны и ракшаса.

Люди, обладающие природой слизи, [имеют] круп­ное телосложение с неявно выраженными костями и сус­тавами, мясисты, цвет [тела ] белый. Весельчаки, [лег­ко ] переносят голод, жажду, пороки [других ], жару. Те­ло [у них] большое, жизнь долгая, богатств много, сон глубокий [густой]. В гневе сдержанны, обладают хоро­шими природными свойствами и качествами. Любят го­рячительную, кислую, терпкую и грубую пищу. Облада­ют признаками льва и вожака стаи [1, II, 6, л. 9б-10а].

Возможны также сочетания ветра-желчи, ветра-сли­зи, желчи-слизи и всех трех вместе — итого семь психо­физиологических типов со своими анатомическими, фи­зиологическими и психологическими особенностями, каждому из которых соответствуют одни виды пищи и типы поведения и не соответствуют другие. По каким же причинам и в силу каких обстоятельств болезненные основы, составляющие тела и нечистоты, могут быть увеличены, уменьшены, повреждены, когда природа какой-либо из них изменена и они соответственно при­чиняют телу болезнь и разрушение [11, I, 3, л. 306]? Об этом речь пойдет в следующем пункте. БОЛЕЗНЬ

При определении болезни тибетская медицина учи­тывает следующие факторы.

Причинами болезней считают страсть, гнев и омра-ченность, поскольку именно эти психические элементы активизируют ветер, желчь и слизь и при определенных условиях нарушают их равновесие.

Условия возникновения болезней действуют совмест­но с причинами, т.е. болезненные изменения организма обусловливаются факторами времени, напастей, питания и образа жизни.

Время. Подъем болезней ветра летом, вечером и на рассвете; подъем болезней желчи осенью, в полдень и в полночь; подъем болезней слизи весной, в сумерки и ранним утром [1, I, 3, л. 66].

Напасти. Собственно термин gdon, переведенный мною как напасти , трактуется Ютогбой Младшим как различного рода отвращающие и угнетающие факторы [18, с. 185]. Еще в сочинении VII в. Сомараджа [12] утверждается, что о направлениях с gdon следует знать: они суть болезни [л. ЗЗа]. Современные тибет­ские авторы [94] воспринимают их как различные внешние вредящие влияния неврогенного, психогенного и экологического характера. В текстах они, как правило, описываются как различного рода злые духи, подлежа­щие изгнанию, устранению с помощью определенных ритуалов. Само же слово gdonэтимологически является, видимо, усеченной формой оптатива от 'donи в бук­вальном смысле означает то, что должно быть изгнано или то, что должно быть устранено . Если учесть место gdonв обычном перечислении приводящих к болезни факторов, мы получим весьма показательную картину: nyes pa dang nad gdon sdig sgrib [4, л. 2а], т.е. ви­новники, а также болезни — подлежащее устранению — умственные клише . Здесь виновники болезней суть ветер, желчь и слизь; их постоянная активность в числе прочего создает в уме некие клише, отпечатки неблаго­приятных мыслей, слов и поступков (sgrib pa, avarana, букв, загрязнения ); при определенных условиях, кото­рые в целях сохранения здоровья подлежат устранению (gdon bar bya), они называют болезнь (nad). Отсюда яс­но, что gdon— это внешние, оказывающие влияние на ум условия возникновения болезней (словесный смысл термина), в то время как внутренние условия — загряз­нения ума отпечатками неблагих мыслей, слов и поступ - ков (истинный смысл термина). Поскольку при заболе­ваниях, связанных с gdon, причинно-следственный ряд, выявляющий условия возникновения таких заболеваний, самим больным не прослеживается и абстрагируется только вовне. Наиболее подходящим русским словом, со­ответствующим общему смыслу (spyi don) термина gdon, будет, по-видимому, слово напасти .

Неправильное питание, не соответствующее психо­физиологическому типу человека, его возрасту, времени года и особенностям места обитания человека, является одним из общих условий возникновения болезней.

Условия расстройства ветра: чрезмерный прием пи­щи, напитков или лекарств горького вкуса и легких и грубых по природе (например, принятие большого коли­чества кофе или крепкого чая, огурцов, обладающих легкими и грубыми свойствами, свинины, обладающей свойствами холода и легкости) [107, с. 63-64]. Особенно опасно такое питание для человека с природой ветра; для старика, так как в старости у человека любого типа очень силен ветер; в начале лета, так как во всей приро­де и в человеке именно в это время накапливается ве­тер; для жителя холодной с пронизывающими ветрами местности, так как в такой местности особенно активно идет подъем ветра в организме. Расстройству ветра спо­собствует также употребление в пищу непитательных продуктов, таких как картофель, горох, бобы.

Условия расстройства желчи — обильное питание го­рячей, острой, соленой пищей. Это мясо, масло, перец, пиво — одним словом, все, что создает чрезмерную теп­лоту. Вкус такой пищи жгучий, сила — острая и масля­нистая. Жгучими и острыми являются все виды перца, маслянистыми — любые масла, в том числе раститель­ные [107, с. 64-65]. Такого рода пища приводит к рас­стройствам желчи, если ее употреблять в большом коли­честве. Особенно это касается людей с природой желчи; людей в расцвете сил, так как у них очень активна желчь; питания осенью в период бабьего лета, когда на­лицо признаки маслянистости и теплоты осени; людей, живущих в жаркой и сухой местности. Вредно есть мно­го баранины, так как она горяча и тяжела. Вредно пить много крепких спиртных напитков, таких как водка (су­хие, сладкие вина тяжелы и холодны, и вследствие их чрезмерного приема наступает расстройство слизи).

Расстройства слизи вызывают пищевые продукты, имеющие сладкий вкус или обладающие тяжелой, хо­лодной или маслянистой природой, если их принимать в большем количестве, чем организм способен их нор­мально усвоить. Тяжелы мука и баранина, а свинина, апельсины, яблоки, сахар очень холодны. Пшеничная мука тяжелая и холодная и способствует расстройствам слизи, но при расстройствах ветра и желчи она оказыва­ет пользу. Расстройствам слизи способствует капуста, по вкусу она сладкая, а по силе тяжелая. Усиливают слизь сырые овощи, сырая, недоваренная, переваренная, пере­жаренная, охлажденная после приготовления пища, све­жее и квашеное коровье и козье молоко, холодный чай и холодная вода, переедание, прием большого количества напитков, принятие пищи до того, как прежде съеденная переварилась [107, с. 65-67]. Особенно внимательны при приеме пищи такого рода должны быть люди с природой слизи; дети, в организме которых преимущественной си­лой обладает слизь; жители влажных мест с тучной зем­лей, где особенно активно происходит подъем слизи.

В заключение следует отметить, что при питании разнообразной пищей и знании меры никакая пища не вредна, если организм находится в здоровом состоянии. Чрезмерное же увлечение чем-либо, согласно воззрени­ям тибетских врачей, приводит к расстройству тех или иных болезненных основ, является одним из условий их дисбаланса. Кроме того, организм способен при необхо­димости приспосабливаться к перевариванию самой раз­нообразной пищи, а также привыкать к определенной пище. Так, пища, привычная с детства для одного чело­века, может вызывать сильные расстройства у другого, привыкшего к иному питанию.

Образ жизни. К болезням ветра приводят жизнь, обуреваемая желаниями и страстями; голодание; бессон­ница; чрезмерная словесная и физическая активность — особенно на голодный желудок; кровотечение (потеря крови дает возможность ветру проникать в эти области); рвота или понос — они ослабляют тело, что позволяет одному из свойств ветра (легкости) формироваться; на­хождение на холодном ветру; чрезмерная радость, грусть, сильный плач, депрессия; принятие большого ко­личества непитательной пищи; напряжение при дефека­ции или напряжение при удержании мочи или кала [107, с. 62-63].

К болезням желчи приводит жизнь, исполненная чувствами гнева, ненависти, антипатии; связанное с эти­ми чувствами состояние ума повышает уровень желчи. Нарушают желчь также сон в жаркое время днем, а тя­желая работа после этого усиливает желчь таким обра - зом, что она проникает в те части тела, куда при нор­мальных условиях ей хода нет; напряженная работа, та­кая как подъем и ношение непосильных тяжестей, заня­тия борьбой, бегом; чрезмерная усталость из-за движе­ний и работы в жаркое время дня; падение с лошади, с обрыва, побои также могут усилить накопленную желчь [107, с. 64].

К болезням слизи приводит жизнь в лености, так как лень — это прямое проявление неведения-омраченности. Неподвижность (особенно после еды), дневной сон спо­собствуют подъему накопленной слизи. После еды реко­мендуется находиться в движении, однако не интенсив­ном. Если у человека ветер преобладает по природе, то после обеда ему рекомендуется кратковременный сон для уравновешивания естественного преобладания ветра, но для человека слизи сон после еды способствует толь­ко ее усилению. Понижение слизи наступает вследствие сна в сыром месте, нахождения на холоде после холод­ного душа или ванны [107, с. 66].

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные люди Тибета:

News image

Далай-лама: «Я был очень ленивым»

В день своего 70-летия Его Святейшество далай-лама XIV дал интервью «Газете.Ru» и предложил нашим читателям выпить за его здоровье. – Вы как-то сказали в о...

News image

Интервью с Э. Мулдашевым

Эрнст Рифгатович, каков главный итог последней тибетской экспедиции? - Мы пришли к убеждению о существовании на Тибете самой большой группы пирамид в мире. Ти...

News image

Тибетский учитель Нубпа Ринпоче молится о благоденствии Ла

Его миссия: путешествовать по миру, раскрывая всем желающим тайны буддизма. Имя Нубпа Ринпоче переводится с тибетского - «драгоценный на Западе»: когда он род...

News image

Шивалха Ринпоче проводит в Кызыле учения по «Бодхичарья-ав

По просьбе буддистов Тувы Досточтимый Шивалха Ринпоче проводит в эти дни продолжение учений по труду Шантидевы «Бодхичарья-аватара» на тувинском языке в перев...

News image

14 лет в затворничестве: интервью с буддийской монахиней Т

Опубликовано в журнале Cho Yang, the Voice of Tibetan Religion and Culture Тензин Пелмо — англичанка, которая отправилась в Индию в 1964 году и стала одной и...

Последние истории:

Непал 2067

News image

Самолет рассекая облака начинал снижение и я прилипаю к иллюминаторам в нетерпеливом ожидании... шутка ли, пролетев тыщи километров скоро наконец ув...

Загадочный Тибет

News image

У них есть очень своеобразная наука, напоминающая Даосскую алхимию. Они называют её Расаяна . Она состоит в выполнении определённых операций с пре...

Секреты медицины:

ПРАКТИКА.ПОСТАНОВКА ДИАГНОЗА. ОПРОС

  Вначале для определения виновника выясняют при­чину заболевания. Это выяснение: непосредственных ус­ловий заболевания, особенностей протекания боле...

More in: Тибетская медицина

Авторизация



Достопримечательности Тибета:

Джоканг

News image

Также известный среди тибетцев как Цуклаканг, Джоканг является самым почитаемым религиозным сооружением в Тибете. Несмотря на то, что немного остало...

Самье

News image

Первой целью нашего пути будет древнейший монастырь Тибета Самье, построенный королём Трисонг Деценом более чем 1200 лет назад. Его возведение стало...

Сакья

News image

Наутро, покинув Шигацэ, мы направляемся в монастырь Сакья, расположенный на высоте 4280 метров над уровнем моря в 150 километрах от Шигацэ и 25 кило...

Монастырь Чиу Гомпа (Птичий монастырь)

News image

Возвышаясь над бирюзовой гладью священного озера Манасаровар, вблизи поселка в котором мы остановились на ночлег, находится монастырь ,который назыв...

Озеро Ямдрок Цо

News image

Далее наш путь продолжится на запад, и очень скоро асфальтовое покрытие дороги неожиданно закончится. С этого момента и до самого окончания путешест...

Ущелье Прыгающего Тигра

News image

Ущелье Прыгающего тигра (кит. 虎跳峡, пиньинь Hǔtiào Xiá) — каньон в Сино-Тибетских горах на реке Янцзы, которая в том районе называется река Золотых п...

Кайлаш: святыня Тибета

News image

С древних времен монахи и отшельники, йоги и старцы отправлялись в уединение природы для молитв и медитаций. Овеяны легендами и мифами, историями о ...

Ташилунпо

News image

Ташилунпо (Ташилхунпо, Ташилумпо, Даший-лхунбо; тиб. བཀྲ་ཤིས་ལྷུན་...

Будда Гаутама

News image

Гаута ма Бу дда (санскр. गौतम बुद्ध सिद्धार्&#...