Культура и традиции Тибета:

Тибетское правительство в изгнании

News image

В 1959 году Его Святейшество Далай-лама на основе современных демократических принципов воссоздал в Индии тибетское правительство в изгнании. 2 сентября 19...

Китайские власти ужесточают ограничения религиозной ж

News image

Китайские чиновники в Тибете рекрутировали более 140 молодых тибетцев для исполнения традиционных танцев на Олимпийских играх в Пекине, в то же...

Далай-лама: «Свободному демократическому Тибету не ну

News image

Верховный духовный сан Далай-ламы должен быть упразднен, если Тибет обретет автономию и станет демократической страной», – заявил духовный лидер тибетского на...

Главная - Тибетская медицина - Внедрение болезней



Внедрение болезней

Тибет - Тибетская медицина

 

После того как под влиянием вышеуказанных условий произошла активизация причин тех или иных болезней, происходит их внедрение в тело, распространение по каналам, тканям и органам и лока­лизация в определенных местах. Болезни трех виновни­ков оседают в коже, распространяются на мясо, цирку­лируют по каналам, попадают в кости, опускаясь в плотных органах, нисходят в полые органы [1, I, 3, л. 66].

Ветер локализуется преимущественно в нижней части тела в области таза. Места, обычно поражаемые ветром,

—  кости, уши, кожа, сердце, аорта — нижняя полая ве­на, толстый кишечник [Там же].

Желчь опирается на диафрагму и локализуется в средней части тела. Места, обычно поражаемые желчью,

—  кровь, пот, глаза, печень, желчный пузырь, тонкий кишечник [Там же].

Слизь опирается на мозг и локализуется в верхней части тела. Места, обычно поражаемые слизью, — пита­тельный сок, мясо, жир, костный мозг, семя, кал, моча, нос, язык, легкие, селезенка, желудок, почки, мочевой пузырь [Там же].

Важные замечания дает Еши Донден: Три гумора1 взаимосвязаны. Слизь, обладая природой земли и воды, действует как основа гумора из-за (своего) свойства тя-

же, что и виновники. жести; обладая природой огня, желчь действует на осно­ве, заложенной слизью; и ветер, обладая природой по­движности, работает и со слизью, и с желчью, поддер­живая их в движении. Без любого из них здоровье и жизнь невозможны. Они взаимосвязаны, и соответствен­но любое их возмущение воздействует на семь физиче­ских составляющих и затем на три вида выделений. Это общий порядок влияния возмущения на один фактор вслед за другим [107, с. 69].

Обусловленные неправильным питанием и приемом лекарств, напастями, неправильным образом жизни, не­соответствующими сезону поведением и одеждой, воз­никшие болезни приводят к истощению виновников, со­ставляющих тела и нечистот; к сочетанным болезням, которые характеризуются расстройством всех трех ви­новников —ветра, желчи и слизи вместе; к приему из-за невозможности поставить точный диагноз или по не­опытности врача лекарств, усугубляющих болезнь; к по­ражению жизненных центров; к подрывающим саму ос­нову жизни затяжным болезням ветра; к запущенности болезней жара; к ушедшему вглубь холоду; к бессилию составляющих тела; к сильным мучениям. Это суть пло­ды, считающиеся девятью прерывающими жизнь болез­нями [1, I, 3, л. 66]. Санчжэй-Чжамцо утверждает, что только эти названные девять болезней прерывают жизнь [11, I, 3, л. 34а].

Имеются также двенадцать так называемых возврат­ных болезней. Это означает: когда успокаивается бо­лезнь ветра, желчи и слизи, она возвращается в тело че­рез другую систему, либо же при неуспокоенной болезни она переходит возвратом в другую систему. Эти болезни суть возврат болезни в желчь при успокоении ветра; возврат в желчь при неуспокоенном ветре; возврат в ве­тер при успокоении желчи; возврат в слизь при успокое­нии желчи; возврат в ветер при неуспокоенной желчи; возврат в слизь при неуспокоенной желчи; возврат в ве­тер при успокоении слизи; возврат в желчь при успокое­нии слизи; возврат в ветер при неуспокоенной слизи; возврат в желчь при неуспокоенной слизи [11, I, 3, л. 34а].

Все болезни по основным признакам, отражающим их природу, сводятся в два типа: болезни жара и болез­ни холода:

1) поскольку ветер и слизь в силу холодной природы уподобляют воде, на их основе развиваются болезни хо­лода; 2) поскольку кровь и желчь в силу горячей природы стремятся уподобиться огню, на их основе развиваются болезни жара.

В эти два типа болезней объединяются плоды активи­зации простых составляющих — червей (т.е. гли­стов,микроорганизмов) и лимфы. И, смотря по тому, что проявляется — горячая сущность червей или холодная сущность лимфы в зависимости от формирующих болез­ни условий и сопутствующих им факторов, — как след­ствие возникает болезнь жара или болезнь холода [Там же]. Из этого следует, что болезнь жара — это не обя­зательно та болезнь, которая сопровождается повышен­ной температурой, а болезнь холода не обязательно про­ходит без повышения температуры. Чойжамц замечает, что болезнь по сути может быть болезнью жара, хотя внешние признаки могут указывать на болезнь холода и соответственно наоборот, и что это необходимо учиты­вать при постановке диагноза и выборе стратегии лече­ния.

Следующей темой Коренной Тантры является ди­агностика (гл. 4), однако с точки зрения теории нет смысла говорить о диагностике, не уяснив темы пульса­ции и темы пяти махабхут. Именно этому посвящены следующие две главы.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные люди Тибета:

News image

Директор Библиотеки тибетских трудов и архивов геше Лхакдо

ОЛЬГА БЫЧКОВА: Добрый веер, добрый день. Это программа Своими глазами . В студии Ольга Бычкова и сегодня наши гости приехали к нам издалека из Тибета. Это До...

News image

Учитель из Ладакха

Доктор буддийской философии, профессор геше Джампа родом из Ладакха. Свое обучение он начал в этой провинции в одном из буддийских монастырей. в начале 70-х о...

News image

Буддийская монахиня Силиана Боса: Лама Сопа Ринпоче всегд

В Лагани проходит выставка священных буддийских реликвий. Там для жителей близлежащих районов Калмыкии и калмыков Астраханской области будет развернута выстав...

News image

Три имени Камбы-Ламы Тувы

У него три имени: Алдын-оол Монгуш, Николай Куулар, Тензин Цултим. И две судьбы – до и после обретения веры. В советские времена он освоил бухгалтерский учет ...

News image

Тибетский учитель Нубпа Ринпоче молится о благоденствии Ла

Его миссия: путешествовать по миру, раскрывая всем желающим тайны буддизма. Имя Нубпа Ринпоче переводится с тибетского - «драгоценный на Западе»: когда он род...

Последние истории:

В поисках силы

News image

Я начинаю свой дневник. Нас трое, мы едем в Тибет. В Непале революция, а мы едем через Катманду. Только что целых 20 минут пробыли в аэропорту Арабс...

Катманду нахаляву

News image

Основная задача данного поста - подтолкнуть глубокоуважаемых путешественников к обмену опытом по проникновению в различные интересные места Катманду...

Секреты медицины:

ПРАКТИКА.ПОСТАНОВКА ДИАГНОЗА. Отсроченный анализ

Этот анализ проводится после вышеописанных иссле­дований. Отсроченный анализ можно проводить даже в том случае, когда моча привезена издалека и е...

More in: Тибетская медицина

Авторизация



Достопримечательности Тибета:

Хэйхэ

News image

Хэйхэ (кит. 黑河, пиньинь Hēihé, «Чёрная Река», манчжурское название: Сахалян) — городской округ в провинции Хэйлунцзян КНР...

Джоканг

News image

Также известный среди тибетцев как Цуклаканг, Джоканг является самым почитаемым религиозным сооружением в Тибете. Несмотря на то, что немного остало...

Монастырь Сера

News image

Сэра или Сера — монастырь в пригороде Лхасы в Тибете (около 10 км от города), один из самых крупных буддийских монастырей и знаменитый университет ш...

Озеро Ямдрок Цо

News image

Далее наш путь продолжится на запад, и очень скоро асфальтовое покрытие дороги неожиданно закончится. С этого момента и до самого окончания путешест...

Самье

News image

Первой целью нашего пути будет древнейший монастырь Тибета Самье, построенный королём Трисонг Деценом более чем 1200 лет назад. Его возведение стало...

Баркхор

News image

Окружая Джоканг со всех сторон, проходит один самых священных для тибетцев путей паломничества, который они обходят, двигаясь в направлении часовой ...

Что такое Кора ?

News image

Путь к самому себе. В древних восточных писаниях говорится, что Тибетское нагорье стояло от начала Времён и простоит до их окончания: природные о...

Сакья

News image

Наутро, покинув Шигацэ, мы направляемся в монастырь Сакья, расположенный на высоте 4280 метров над уровнем моря в 150 километрах от Шигацэ и 25 кило...

Будда Гаутама

News image

Гаута ма Бу дда (санскр. गौतम बुद्ध सिद्धार्&#...