Культура и традиции Тибета:

Тибетский Новый год (февраль или март)

News image

Это самый большой праздник в Тибете. С древних времен, когда в это время зацветало персиковое дерево, этот праздник символизировал начало но...

Привычки Тибетцев

News image

Культура и традиции Тибета - подарок Hada Дарение hada - это обычная практика среди жителей Тибета. В такой способ они выражают св...

Какого Панчен-ламу поддерживают тибетцы?

News image

10 лет спустя после того, как находящийся в изгнании Далай-лама признал мальчика Гендюна Чоки Ниму новым воплощением второго по значимости ие...

Главная - Тибетская медицина - МАХАБХУТЫ И ДХАТУ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ



МАХАБХУТЫ И ДХАТУ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Тибет - Тибетская медицина

Теория пяти махабхут является важнейшей состав­ной частью теоретического базиса всей тибетской меди­цины. Свое практическое выражение эта теория в том виде, как она представлена в медицинских, абхидхарми-стских и тантрийских текстах, находит в диагностике, в теории вкусов и их сочетаний, на основе которой по­строены принципы составления многокомпонентных ле­карств, в диете, в рекомендациях к образу жизни и к применению нелекарственных методов корригирования.

Собственно теории пяти махабхут в медицинских текстах не уделяется много внимания — она принимает­ся как нечто само собой разумеющееся и достаточно подробно описанное в текстах абхидхармы и тантры. Ютогба Йондан-Гомбо Младший, например, просто кон­статирует: человеческое тело порождено свойствами че­тырех либо пяти махабхут [18, с. 181]. Четыре Тант­ры рассматривают связь между махабхутами и тремя виновниками (nyes pa) по свойствам: Желчь есть жар, представляющий собою истинные свойства огня... Слизь, имея истинные свойства земли и воды, тяжела и холод­на... Ветры распространяются повсеместно, будучи оди­наково присущи жару и холоду [1, II, 8]. Рассматри­вается также зависимость формирования тканей тела и органов чувств от особенностей проявления свойств ма­хабхут: Земля... оказывает влияние на формирование мышечной ткани, костей и чувства обоняния. Вода от­ветственна за формирование крови, жидкостей тела и чувство вкуса. Огонь ответствен за температуру тела, его внешний вид и чувство зрения. Воздух ответствен за дыхание и чувство ощущения. Наконец, пространство ответственно за полости тела и чувство слуха [94, с. 12].

Первые четыре махабхуты — земля, вода, огонь, ве­тер — как элементы бытующие подробно рассмотрены в Абхидхармакоше Васубандху [13, с. 21-22]. Махаб-хута пространство рассматривается как небытующий элемент, что явствует из его природы, раскрываемой в текстах тантр: его собственная непрерывная актуаль - ность (gdangs) проявляется в безначальной среде   [13, л. 256].

Само слово Махабхута передается по-тибетски как 'byung ba chen po, или просто 'byung ba Inga, что бук­вально означает пять [великих] проявлений . Этимо­логически слово 'byung ba выводится из совпадающего с ним по форме имени делания (bya ba'i ming) 'byung ba — возникать или проявляться . Васубандху ука­зывает, что махабхуты являются основой всех других форм, и потому они названы великими... проявляются они в действиях [15, с. 21].

Т.Дж. Царонг полагает, что махабхуты являются не физическими или химическими элементами, но тончай­шими понятиями, определяемыми скорее их энергетиче­скими функциями, чем насущным их состоянием [94, с. 31 ]. Подтверждение этому мы находим в Абхидхар-макоше : Как же подлинно осуществляются действия этих элементов? И какова их природа? — Сказано, что они осуществляются в таких действиях, как удержание, и прочих. Элементы земли, воды, огня и ветра осущест­вляются соответственно в деяниях удержания, сочета­ния, обеспечения созревания, распространения. Распро­странение здесь следует понимать как увеличение и рас­ширение. Они — это их действия. Их природа соответ­ственно твердость, влажность, теплота, самоподвиж­ность... Вследствие порождения ими потока элементов в других объектах осуществляется движение. Это движе­ние похоже на движение [пламени] светильника... [На­пример], ту дхарму, сущность которой — подвижность, считают элементом ветра, его сущность уясняется по его действию [15, с. 21-22].

И далее: Что возникает из основы, [представлен­ной ] упомянутыми великими проявлениями? Каким об­разом проявления, чьи действия нераздельны и совмеще­ны, иногда представляются только твердыми, иногда только влажными, или теплыми, или подвижными? — Тот, который где-либо больше проявляется по [своей] преимущественной силе, тот там и мыслится. Это подо­бно тому, как игла [хорошо] ощущается в пучке трави­нок, или похоже на вкус муки и соли в цзамбе [15, с. 131].

Каким же образом они проявляются? Великий тибет­ский йог Нацог-Рандол (Лончэнпа) пишет: Реальность махабхут заключается в том, что беспрерывно проявля­ется динамика появления сансары и нирваны от основы существования [13, л. Зба], которая сама начала не имеет. — Во времена, давно прошедшие, объектность своим содержанием была. абсолютно очищена шуньсй [пустотностью ] в дхармовом пространстве [в простран­стве непроявленной актуальности] и имела потенцию проявления элементов [13, л. 16]. Эта потенция затем актуализировалась в пять светов, из потенциальности пяти светов появляются пять махабхут в виде интенси­фикации [или динамика их существования ]... Подобную возможность проявления называют энергией или силой [nus stobs]. To, что таким образом проявляется, суть махабхуты [13, л. 266]. Динамика существования ма­хабхут рассматривается Нацог-Рандолом в четырех ас­пектах: чистота (сок махабхут — dvangs ma), осадок (snyigs ma), осадок чистоты (dvangs ma'i snyigs ma), чи­стота осадка (snyigs ma'i dvangs ma) [13, л. Зба].

Из них чистые махабхуты суть пять трансцендент-но-имманентных (Ihun grub) махабхут: не твердая зем­ля, не влажная вода, не горячий огонь, ветер без коле­баний и пространство с нераспространяющейся актуаль­ностью...

Осадки находятся преимущественно с умом и позна­нием (rig shes) — твердая земля, влажная вода, горячий огонь, подвижный ветер, разлитое пространство как внутренние махабхуты становятся опорами тела.

Осадок чистоты в виде мяса и костей есть [махабху-та] земля. Кровь, лимфа и сперма есть вода. Теплота есть огонь, дыхание — ветер, внутренние полости суть пространство.

В чистоту осадка входят осадки внешних махабхут — те формы, которые проявляются как земля [твердость], вода [связуемость], огонь [теплота], ветер [подвиж­ность] и небо [протяженность, отсутствие загражде­ния] [13, л. Зба].

Как видим, принятая тибетской медициной теория пяти махабхут — это своеобразная атомная физика буддизма, которая на уровне пяти светов переходит в квантовую , что схематически может быть представле­но следующим образом. I                                  Основа существования

(Единое. Ничто с возможностью нечто) И Пять светов

(Актуализация возможности)

III                                     Пять чистых махабхут (Интенсификация пяти светов,

искривление света в пространстве)

IV    Пять осадочных махабхут                    Пять мудростей

(Пять фундаментальных свойств         Пять клеш мироздания, энергетика миро-             (Три яда)

здания)

V     Чистота осадка                                   Три виновника

Осадок чистоты

(Проявление пяти фундамен-              (Проявление пяти фунда-

тальных свойств в объектив-                ментальных свойств в жи-

ном мире)                                             вых существах, в человеке

— пять махабхут тела,

пять органов чувств, семь

тканей)

Обратный порядок, или свертка, предполагает воз­вращение в исходное состояние путем очищения прояв­ленной ввиду необходимости совершенствования санса-ры. Это и есть Калачакра, или Круг Времени.

Как видим, на IV уровне развития мира из основы существования тантрийская традиция, в том числе меди­цинская, исходит из того, что динамика существования пяти светов определяет пять фундаментальных свойств мироздания, и она же определяет пять фундаменталь­ных свойств индивидуального сознания (они — эти свойства мироздания — находятся вместе с умом и по­знанием ). Эти пять свойств сознания в медицине сво­дят в три (сведение пяти генезисов в три есть и в обще-тантрийской традиции). Это неведение, или подлежащая актуализации задача ориентирования в мире, страсть, или подлежащая актуализации задача расширения, про­лонгирования индивидуального существования, гнев, или подлежащая актуализации задача созревания индиви­дуального существования в процессе совершенствования или падения. На уровне тела (V уровень) эти тенденции оформляются в виде слизи [земля + вода], ветра [ве­тер] и желчи [огонь] как неких сущностей или энерге­тически обеспечиваемых процессов (функциональных систем), чьи основные характеристики служат целям ре­шения указанных задач. Пространственная тенденция формирует полости или каналы их циркуляции. Их на - зывают виновниками (nyes pa), поскольку, находясь в равновесии, они поддерживают здоровье в теле-уме, в неравновесном же состоянии причиняют телу-уму вред, т.е. являются виновниками как здоровья, так и болез­ней. С другой стороны, осадок чистоты махабхут , т.е. субъективное проявление махабхут в теле человека, формирует семь тканей тела и пять областей проявления махабхут в теле человека. Хотя теория пяти дхату (тиб.: khams) вошла в тибетскую медицину из китайской, она была творчески переработана и органично связана с тео­рией махабхут. Связь пяти махабхут с семью тканями тела (семью составляющими тела — lus zungs) и пятью дхату может быть представлена следующим образом:

I. Махабхуты II. Ткани тела III. Дхату

1)  земля                         1) а) мясо, б) кости                      1) земля

2)  вода                          2) а) кровь, б) лимфа,                  2) вода

в) семя

3)  огонь                         3) теплота (жир)                           3) огонь

4)  ветер                         4) дыхание (питатель-                  4) железо

ный сок)

5)  пространство             5) полости тела                            5) дерево

Полости тела в число тканей не входят, а перечис­ленные здесь семь тканей не прямо совпадают с обычно перечисляемыми в Четырех Тантрах , так как в них чаще описывается порядок развития тканей от питатель­ного сока до семени (хотя учитывается также и приве­денный нами порядок), мы же привели порядок соответ­ствия тканей тела махабхутам по [13, л. Зба].

Областями [дхату] проявления махабхут в теле ти­бетская медицина называет также пять плотных и шесть полых органов:

1)  земля—селезенка—желудок,

2)  вода—почки—мочевой   пузырь   и   семенные   пу­зырьки (матка),

3)  огонь—сердце—тонкий кишечник,

4)  железо—легкие—толстый кишечник,

5)  дерево—печень—желчный пузырь. Сопоставляя приведенные нами схемы, мы можем с

достаточным основанием полагать, что

а) определяя пульсацию земли—селезенки—желудка в точке кан на левой руке пациента, тибетский врач об­ращает внимание на состояние мышечной ткани в связи с пульсацией и то, каким образом пульсовая волна отра­жается от костной ткани; б)  определяя пульсацию воды—почек—мочевого пу­зыря—семенных  пузырьков   (матки)   в  точках   чаг на обеих руках пациента, врач учитывает характер пульса­ции в этих точках крови, лимфы и семени (тонкого се­мени — mdangs, циркулирующего по всему телу);

в)  определяя пульсацию огня—сердца—тонкого ки­шечника в точке цон на левой руке у мужчины и правой у женщины, тибетский врач учитывает состояние жиро­вой ткани в связи с пульсацией;

г)  определяя    пульсацию   железа—легких—толстого кишечника   в точке цон на правой руке у мужчины и на левой у женщины, врач учитывает характер наложения дыхательной волны на пульсовую;

д)  определяя   пульсацию  дерева—печени—желчного пузыря в точке кан на правой руке у пациента, тибет­ский врач учитывает характеристики самого пульсирую­щего сосуда, характер изменения его пространственной формы.

По-видимому, исходя из теории махабхут и их про­явлений в теле человека, тибетская медицина полагает, что заболевание каждого из пяти плотных (перенхима-тозных) и шести полых органов немедленно отражается на состоянии соответствующей этому органу области проявления махабхут, т.е. дхату, соответствующей тка­ни тела. Однако каждый внутренний орган связан в сис­темах ветра, желчи и слизи с целым рядом других орга­нов, тканей тела органов чувств [66, с. 51-53], что необ­ходимо учитывать при постановке диагноза и выборе сложного многокомпонентного состава для лечения каж­дого конкретного заболевания.

При определении состава многокомпонентных ле­карств характеристики проявленных махабхут играют решающую роль. Эти характеристики суть следующие [94, с. 32].

1.  Земля: тяжелая, тупая, мягкая, умащенная [жир­ная ], сухая, твердая, связанная, успокаивает ветер.

2.  Вода: растворяющая, охлажденная, тяжелая, тупя­щая, умащающая, упругая, увлажняющая, смягчающая, связующая, успокаивает желчь.

3.  Огонь: согревающий, обостряющий, сушащий, ог­рубляющий, легкий, подвижный, доводящий до созрева­ния, придающий блеск, успокаивает слизь.

4.   Ветер: легкий, подвижный, холодный, огрубляю­щий, поглощающий [тепло], сушащий, плотный, прони­кающий, колеблющий, успокаивает слизь и желчь.

5.  Пространство является всепроникающим. Из указанных свойств проявленных махабхут тибет­ские медики выводят 17 достоинств (yon tan) лекарств, которыми подавляются 20 сущностных признаков (mtshan nyid), болезней [8, с. 704].

Достоинства лекарств                            Сущностные признаки болезней

1)  мягкое                                 1) грубая

2)  тяжелое                               2) легкая

3)  теплое                                 3) холодная

4)  умащающее                         4-5) тонкая и плотная

5)  устойчивое                          6) подвижная

6)  холодное                              7) умащенная

7)  тупящее                               8) острая

8)  охлаждающее                      9) горячая

9)  упругое                                10) легкая

10)  растворяющее                    11) пахучая

11)  сушащее                            12-13) мокрая и влажная

12)  поглощающее                     14) умащающая (ожиряющая)

13)  горячее                              15) охлаждающая

14)  легкое                                16) тяжелая

15)  острое                                17) тупая

16)  грубое                                18-19) мягкая и липкая

17)  подвижное                         20) устойчивая

Из приведенных 17 достоинств лекарств первые пять устраняют болезни ветра, следующие шесть — болезни желчи, последние шесть — болезни слизи [8, с. 704].

При составлении многокомпонентных лекарств учи­тываются все сочетания сущностных признаков каждого конкретного заболевания, для устранения которого в ле­карственный состав включаются компоненты, обладаю­щие необходимыми для этого достоинствами. Например, для победы над горячими болезнями [болезнями жа­ра] основу ряда многокомпонентных лекарств составля­ют при охлаждающих : род извести [cu gang], шафран [gur gum], гвоздика [li shi] при заболеваниях верхней части тела или кардамон настоящий [sugmel] при забо­леваниях жара ниже пояса. Свойства лекарственного сырья [его достоинства] узнаются по шести вкусам и их сочетаниям, прямые соответствия шести вкусов четырем махабхутам суть следующие (пространство во вкусооб-разовании не участвует):

Махабхуты                                               Вкус

Земля + вода                          Сладкий

Земля + огонь                         Кислый

Вода + огонь                           Соленый

Вода + ветер                           Горький

Огонь + ветер                         Острый

Земля + ветер                         Вяжущий [16, с. 130] Проявление силы махабхут в разных типах местно­сти: пронизываемая ветрами и холодная местность счи­тается способствующей развитию болезней ветра; сухая земля, жара, труднопереносимая из-за отсутствия влаги, — это местность, способствующая развитию болезней желчи [огня]; влажная местность, тучная земля способ­ствуют развитию болезней слизи [земли + воды] [1,1, 3, л. 36].

Соответственно при болезнях ветра следует придер­живаться теплых мест и приятного общества, жить в по­мещениях, окрашенных в теплые тона и мягкие цвета; при болезнях желчи следует жить в прохладном месте, в покое, хорошо у моря, необходимо подавлять агрессив­ность и развивать доброжелательность; при болезнях слизи следует совершать интенсивные движения, при­держиваться преимущественно теплых мест [1, I, 5, л. 76].

Лекарства при болезнях ветра должны быть сладкого [земля + вода], кислого [земля + огонь], соленого [во­да + огонь] вкуса [1, I, 5, л. 8а], так как ветер подви­жен, нестабилен, холоден; земля же придает устойчи­вость, вода обладает связуемостью, огонь согревает. До­стоинства лекарств, рекомендуемых при болезнях ветра, описаны выше.

Лекарства при болезнях желчи [огня] должны быть сладкого [земля + вода], горького [вода + ветер], вя­жущего [земля + ветер] вкуса с основными свойствами [достоинствами] растворяющими, охлаждающими, тупя­щими [1, I, 5, л. 8а].

Лекарства при болезнях слизи [земли + воды ] долж­ны быть острого [огонь + ветер], кислого [земля + огонь], вяжущего [земля + ветер] вкуса с основными свойствами обостряющими, горячими и легкими [Там же].

Махабхуты по-разному проявляются в природе и че­ловеке в зависимости от времени года, что четко обна­руживается в пульсации [83, с. 10-11]. В связи с особен­ностями проявления махабхут в разное время года и су­ток полагают, что болезни ветра возникают летом, вече­ром и на рассвете, болезни желчи начинаются осенью, в полдень и в полночь, болезни слизи возникают весной, к ночи либо под утро.

Таким образом, теория пяти махабхут пронизывает собой всю теорию и практику тибетской медицины.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные люди Тибета:

News image

Учитель из Ладакха

Доктор буддийской философии, профессор геше Джампа родом из Ладакха. Свое обучение он начал в этой провинции в одном из буддийских монастырей. в начале 70-х о...

News image

Автобиография Далай-ламы

АВТОБИОГРАФИЯ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ДАЛАЙ-ЛАМЫ ТИБЕТА СВОБОДА В ИЗГНАНИИ Предисловие Для различных людей «Далай-Лама» означает разное. Для одних это значи...

News image

Далай-лама: «Я был очень ленивым»

В день своего 70-летия Его Святейшество далай-лама XIV дал интервью «Газете.Ru» и предложил нашим читателям выпить за его здоровье. – Вы как-то сказали в о...

News image

Шивалха Ринпоче проводит в Кызыле учения по «Бодхичарья-ав

По просьбе буддистов Тувы Досточтимый Шивалха Ринпоче проводит в эти дни продолжение учений по труду Шантидевы «Бодхичарья-аватара» на тувинском языке в перев...

News image

Интервью с Его Святейшеством Сакья Тризином

В конце мая 2010 года Его Святейшество Сакья Тризин, глава школы Сакья тибетского буддизма, посетит Россию по приглашению Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку ...

Последние истории:

Непал - Бутан - Индия. Осень

News image

Зарегистрировать билеты до Катманду в Шереметьево нам не удалось. Мы получили посадочные талоны только на первую часть пути – до Дели, посадочные та...

Очень медленно - трек вокруг Аннапурны + АВС в ноябре

News image

Очень медленно - это месяц, в который кроме трека вокруг Аннапурны с заходом на АВС, традиционно вошли расслабуха в Покхаре, слоны в Читване, и цел...

Секреты медицины:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ

Если принять во внимание тот факт, что шестым ор­ганом чувств в тибетской медицине признается ум, всю диагностику тибетской медицины можно считать сен...

More in: Тибетская медицина

Авторизация



Достопримечательности Тибета:

Миндролинг

News image

Неподалёку от развалин Джампалинга расположен монастырь Миндролинг, один из важнейших центров школы Ньингма, древнейшей среди школ тибетского буддиз...

Кавагебо

News image

Кавагебо (кит. 卡瓦格博, также в разных транслитерациях Кавакарпо, Мойригкавагарбо, Кха Карпо) — самая высокая гора в китайской провинции Юньнань[1] Нах...

Баркхор

News image

Окружая Джоканг со всех сторон, проходит один самых священных для тибетцев путей паломничества, который они обходят, двигаясь в направлении часовой ...

Монастырь Дрепунг

News image

Монастырь Дрепунг в пригороде Лхасы в Тибете, (около 10 км от города) — самый крупный буддийский монастырь и университет школы гелуг тибетского будд...

Пещера Гуру Ринпоче

News image

Возвышаясь над бирюзовой гладью священного озера Манасаровар, вблизи поселка в котором мы остановились на ночлег, находится монастырь ,который назыв...

Монастырь Ташилумпо

News image

Ташилумпо — один из самых больших в Тибете буддийских монастырей, находится в городе Шигатсе. Монастырь построен в 1447 на холме недалеко от центра ...

Джоканг

News image

Также известный среди тибетцев как Цуклаканг, Джоканг является самым почитаемым религиозным сооружением в Тибете. Несмотря на то, что немного остало...

ОЗЕРО НАМ-ЦО

News image

Три дня спустя, взяв напрокат машину и закупив необходимые продукты, мы отправились но одно из красивейших озер мира — Нам-Цо. Старинное название оз...

Монастырь Сера

News image

Сэра или Сера — монастырь в пригороде Лхасы в Тибете (около 10 км от города), один из самых крупных буддийских монастырей и знаменитый университет ш...