Анализ лекарства
Тибет - Тибетская медицина |
Прежде всего обратимся к описанию болезней ветра сердца:
Ветер сердца — это болезнь расстройства функций всеохватывающего (ветра).
Непосредственные условия [заболевания]. Печаль, чрезмерная умственная деятельность, гневливость, выслушивание неприятных речей. Также испытание ужаса, испорченная пища, плохой сон и т.д
Прежде всего обратимся к описанию болезней ветра сердца:
Ветер сердца — это болезнь расстройства функций всеохватывающего (ветра).
Непосредственные условия [заболевания]. Печаль, чрезмерная умственная деятельность, гневливость, выслушивание неприятных речей. Также испытание ужаса, испорченная пища, плохой сон и т.д.
Симптомы заболевания. Сильное сердцебиение, беспричинная подавленность, сильная забывчивость, а также душевное смятение. Одни молчат, другие не перестают говорить на любую тему. Сон укорачивается, тело легкое, головокружения. Болезненные основы испытывают то подъем, то успокоение. Иногда [больной ] лежит в полном изнеможении. Аппетита нет. При надавливании на VI и VII позвонки ( V и VI грудные позвонки. — В.П.) и черно-белый промежуток (точка в месте перекрещивания нитей, протянутых от шейной впадины до лощинки груди и между правым и левым соском груди.
— В.П.) ощущается непереносимая боль. Неблагозвучные речи причиняют страдания. У женщин уменьшаются менструации, вплоть до [полного] прекращения их, либо становятся чрезмерно [обильными]. Мясо сохнет. Пульсация каналов ослабленная и пустая. Моча голубоватая, легкая и очень пенистая. Середина языка в трещинках, отмечаются и другие проявления [заболевания] [10, с. 460-461].
Итак, болезнь ветра сердца — это расстройство функций одного из пяти функциональных ветров тела, всеохватывающего, отвечающего за большую часть деяний тела, речи и мысли.
Пораженный орган — сердце, область проявления махабхуты огонь в теле.
Сущность ветра — холодная, а сердца — теплая. Следовательно, речь идет о борьбе жара и холода в сердце.
Красный сандал, обладая вяжущим вкусом (земля + ветер) и охлаждающей сущностью (в других источниках — достоинством), устраняет жар крови (крови
— желчи) сердца.
Мускатный орех, обладая острым вкусом (огонь + ветер), устраняет слизь сердца (нервную реакцию на холод) и, обладая теплой сущностью (достоинством), подавляет, устраняет холод ветра.
Плод сливы, обладая вкусом сладким (земля + вода) и кислым (земля + огонь) и сущностью (достоинством), уравнивающей жар крови и холод ветра, приводит тем самым в равновесие жар и холод и способствует нормализации функций всеохватывающего ветра.
Еще пример. Четырехкомпонентное лекарство ma nu bzhi thang (отвар девясил-4 ). Известно 25 вариантов этого лекарства, применяющихся при различных заболеваниях, но основу каждого при этом составляет ma nu
— девясил высокий.
Первый вариант [56, с. 101 ] применяют при незрелом жаре. Измельченные в порошок корень девясила высокого, корень софоры желтоватой, древесину малины, корневище кемферии галанга смешивают в равных пропорциях.
Для уничтожения болезнетворных микроорганизмов добавляют измельченный в порошок засушенный плод семикарпус биладур в равном с другими компонентами количестве. Готовят отвар, принимают по два-три раза в день. Устраняет незрелый жар. (В пропорциях 0,5:1:2:0,2 этот же вариант лекарства устраняет пустой жар.)
Основания.
1. Девясил высокий. Вкус — сладкий, горький, острый. Сущность — уравнивающая. Воздействие — уравнивает ветер и кровь. Излечивает темно-красную слизь. Снимает боли. Применение — помогает при жаре жу-лудка, болезни темно-красной слизи желудка, а при отсутствии таковых помогает при коликах ветра [16, с. 164].
2. Софора желтоватая. Вкус — сладкий, горький, острый. Сущность — уравнивающая. Воздействие — уравнивает сочетания [расстроенных виновников], устраняет жар ветра, уничтожает заразные заболевания и т.д. [10, с. 168].
3. Малина обыкновенная. Вкус — сладкий и вяжущий. Сущность — уравнивающая. Воздействие — уравнивает сочетания, прекращает кашель, устраняет жар от интоксикации. Применение — помогает при гриппе, незрелых заразных заболеваниях, кашле, болезнях ветра и т.д. [10, с. 169].
4. Кемферия галанга. Вкус — острый. Сущность — теплая. Воздействие — порождает теплоту, плавит пищу, устраняет слизь и ветер, движет кровь. Применение — помогает при уменьшении теплоты желудка, непереваривании пищи, болезнях слизи и ветра, малоподвижности крови в связи с белокровием и т.д. [116, с. 156].
Болезнь незрелого жара означает:
Незрелый жар — это жар, к которому в самом начале присоединились слизь и ветер; [раздуваемый] ветром жар охватывает все составляющие тела и разрушает их; слизь же, подобно подавляющему огонь сырому полену, подавляет начальный жар, и жар своими силами не способен распространяться. В таком случае говорят о незрелом жаре.
Непосредственные условия [заболевания]. Это болезнь жара [возникает] в благоприятствующих порождению слизи и ветра местности, время года, возрасте, либо же когда в условиях неограниченного развития жара проводится чрезмерно охлаждающее медикаментозное и корригирующее лечение.
Симптомы болезни. Голова, руки, ноги — все болит, охватывает озноб, [появляется ] гусиная кожа, пушковые волоски поднимаются, ночью охватывает жар, сон делается тревожным, появляется зевота, пребывание у огня и на солнце приносит чувство удовлетворения, [больного] ужасно трясет.
Пульсация быстрая, природа ее меняющаяся. Моча оранжевая, смешанной природы. Язык светлый, на кончике языка красные ветровые язвочки... [10, с. 387].
Провести анализ лекарства на основании характеристик сырья, данного выше описания сущности болезни, непосредственных условий ее возникновения и симптомов болезни с учетом изложенного в книге материала особой трудности не составит. Однако хочу заметить, что для более сложных случаев принимаются во внимание не только сущность лекарственного сырья (теплое, охлаждающее, уравнивающее), но и все 17 достоинств, которыми в разных количествах то или иное сырье обладает. Свойства лекарственного сырья описаны, например, в [25 ], рецепты приводятся в [56 ].
Читайте: |
---|
Известные люди Тибета:
Буддийская монахиня Силиана Боса: Лама Сопа Ринпоче всегдВ Лагани проходит выставка священных буддийских реликвий. Там для жителей близлежащих районов Калмыкии и калмыков Астраханской области будет развернута выстав... |
Тибетский учитель Нубпа Ринпоче молится о благоденствии ЛаЕго миссия: путешествовать по миру, раскрывая всем желающим тайны буддизма. Имя Нубпа Ринпоче переводится с тибетского - «драгоценный на Западе»: когда он род... |
Буддизм в России. Интервью с Тэло Тулку Ринпоче на радиоТранскрипт интервью, опубликованный на сайте радио Эхо Москвы: ОЛЬГА БЫЧКОВА: Добрый день, это программы Мы . У микрофона Ольга Быкова. Сегодня наш гость ... |
Шивалха Ринпоче проводит в Кызыле учения по «Бодхичарья-авПо просьбе буддистов Тувы Досточтимый Шивалха Ринпоче проводит в эти дни продолжение учений по труду Шантидевы «Бодхичарья-аватара» на тувинском языке в перев... |
Кармапа XVII Оргьен Тринлей ДорджеПод звуки тибетских труб-гьялинов Его Святейшество Кармапа XVII Оргьен Тринлей Дордже вошел в переполненный молитвенный зал монастыря Тергар в Бодхгае, где в ... |