Культура и традиции Тибета:

Цам - танцы гневных буддийских божеств

News image

Являясь частью крупномасштабных ритуалов, костюмированные танцы мистерии «Цам» (тиб. «Чам») уходят корнями в древние церемонии, исполняемые священнослужителями добуддийской тибетской традиции бо...

Отношения с монгольскими императорами (1240-1350 гг.)

News image

Монгольский правитель Чингиз-хан и его наследники покорили обширные территории в Азии и Европе и создали одну из самых больших империй, ко...

Тибетский буддизм

News image

Тибе тский будди зм — (ранее также некорр. ламаи зм[1]) — региональное направление в буддизме, характерное для Тибета и прилегающих об...

Главная - Тибетская медицина - ЛЕЧЕНИЕ. ДИЕТА



ЛЕЧЕНИЕ. ДИЕТА

Тибет - Тибетская медицина

Тибетские врачи считают, что хорошее, правильное питание поддерживает жизнь, а плохое, неправильное, недостаточное, избыточное — разрушает [1, II, 16; 107, с. 154]. Тему питания делят на две части: пища и на­питки; пища рассматривается по пяти пунктам: зерно, мясо, масло, зелень, приготовление пищи. Зерно. Различают два вида: зерно без стручков и зер­но в стручках.

Нестручковые злаки — это рис, пшено, скороспелый 60-дневный ячмень, пшеница, дикий ячмень и т.п., те зерна, которые обладают сладким вкусом до и после пе­реваривания, т.е. зерна с преимущественной силою ма-хабхут земли и воды. Они усиливают потенцию, устра­няют избыточный ветер, порождают физические силы и увеличивают слизь.

Из них рис обладает достоинствами маслянистости, мягкости, холодности и легкости, в силу чего устраняет расстройства ветра, желчи и слизи, способен усиливать потенцию, способствует прекращению рвоты и поноса.

Пшено тяжелое и холодное, оно стабилизирует со­ставляющие тела, способствует сращиванию сломанных костей и вправлению вывихов.

Пшеница тяжела и холодна. Она способствует увели­чению физических сил, подавляет ветер и желчь, не увеличивая при этом слизь.

Скороспелый ячмень тяжел и холоден. Он увеличи­вает количество кала и способствует накоплению сил.

Дикий ячмень легок и холоден. Устраняет избыток слизи и желчи.

Стручковые зерна — это бобы и горох. Они холод­ные, легкие и немаслянистые, вследствие их приема су­жаются каналы крови, ветра и т.д., в том числе проходы кала. Вкус у них вяжущий и сладкий. Они также устра­няют расстройства жара слизи и поносы. При пониже­нии слизи можно вместо мыла применять муку чечеви­цы. Помещенная на ожиревшие места тела, такая мука вытянет жир и сало. Потребление в больших количест­вах бобов и гороха полезно при ожирении для снижения массы тела. Полезны они также при болезнях крови и желчи.

Китайские бобы (красноватые или белые с толстой шкурой) поднимают слизь и ветер, поэтому, чтобы не было затруднений с дыханием, их не следует есть часто, особенно астматикам. Однако они помогают при гемор­рое и сопутствующих ему расстройствах, предотвращают появление камней в семенной жидкости, порождают кровь и желчь.

Соевые бобы, использующиеся в Китае для приготов­ления соевой лапши [белые, несколько напоминающие почки ], подавляют ветер, способствуют увеличению сли­зи, желчи,семени и сил. Плоская красноватая чечевица — вяжущая и слад­кая. Она порождает ветер, желчь и слизь. В виде порош­ка, смешанного с небольшим количеством воды, ее на­кладывают на опоясывающий лишай, втирают в тело при подагре и болезнях крови, проявляющихся зудящи-мися пятнами на теле. Чечевицу полезно есть при повы­шенном давлении.

Белые и черные зерна кунжута тяжелы и теплы. Они увеличивают потенцию и устраняют расстройства ветра.

Семя льна сладкое, маслянистое, мягкое. Успокаива­ет ветер.

Белая и желтая гречиха холодная и легкая. Нанесен­ный на раны с кровью и гноем порошок гречихи вытяги­вает гной. Питание гречихой также способствует очище­нию ран, порождает ветер, желчь и слизь.

Все злаки и бобовые в свежесобранном виде и до вы­сыхания в течение года тяжелы и поэтому увеличивают слизь, для питания они не пригодны, если у человека нет уменьшения слизи. Особенно это касается недозрев­ших злаков и бобовых. Зрелые же, высушенные в тече­ние года, легки и хорошо усваиваются, от незрелых и недосушенных может быть несварение.

Вообще, зерно рекомендуется в пищу не в сыром ви­де, а после приготовления на огне с водою, и есть его следует вместе с мясом, овощами и т.д., что облегчает его усвоение организмом [1, II, 16; 107, с. 154-157].

Мясо животных всех видов по вкусу сладкое, облада­ет также сладким вкусом после переваривания. Следова­тельно, по силе оно сладкое.

Мясо животных, обитающих в сухих местах. К ним относятся: птицы, добывающие пищу из земли при по­мощи когтей, — павлин, тетерев, куропатка, ворона, черный дрозд и другие; птицы, добывающие пищу из земли с помощью клюва, — попугай, кукушка, лесной голубь, сорока, соловей, воробей; мелкие травоядные животные — олень, мускусный олень (кабарга), антило­па, дикий баран, заяц и др.

Их мясо холодное, легкое, грубое. Им устраняется жар ветра и слизи с преобладанием слизи.

Мясо животных, обитающих во влажных местах: жи­вущих в норах — сурок и т.д.; живущих в сырости — лягушка, змея, барсук, ящерица, хамелеон и др.

Их мясо маслянистое, тяжелое, теплое. Им устраня­ются холодные расстройства ветра. Оно также помогает при расстройствах желудка, почек, поясницы. Мясо животных, обитающих и в сухих, и во влажных местах: крупных травоядных — сайгак, пятнистый олень, дикая коза, дикий кабан, буйвол, носорог, бамбу­ковый тигр, дикий осел (онагр), дикий як, хайнык (гиб­рид яка и коровы) и др.; хищников — тигр, леопард, бу­рый медведь, красный снежный медведь, снежный лео­пард, росомаха, рысь, волк, дикая горная собака, камен­ная лисица (корсак); птиц, находящих питание благода­ря ловкости, — гриф, ворон, сокол, коршун, сова, яст­реб; домашних животных — гибрид коровы и яка во втором поколении, гибрид самки яка и буйвола, як, вер­блюд, лошадь, осел, бык (корова), теленок хайныка, ко­за, овца, собака, свинья, курица, кошка и др.

Их мясо обладает и горячими, и холодными свойства­ми, устраняет горячие расстройства слизи и ветра и хо­лодные расстройства ветра.

Мясо птиц, добывающих пищу ловкостью, а также питающихся сырым мясом, грубое, легкое и острое. Оно порождает огненную теплоту желудка и, будучи грубым, разрушает опухоли.

Баранина маслянистая и теплая, благодаря чему она легко переваривается, увеличивает силы, способствует развитию составляющих тела, устраняет ветер и слизь и улучшает аппетит.

Козлятина тяжелая и холодная, усугубляет накопле­ние и способствует подъему трех виновников, полезна при венерических заболеваниях (в частности, сифили­се), оспе, язвах и от ожогов.

Говядина холодная и маслянистая. Устраняет жар ветра.

Мясо, взятое у позвоночника лошади, дикого осла, домашнего осла, молодого мула, устраняет гнойнички в любой части тела, холодные расстройства почек, поясни­цы, болезни лимфы.

Свинина холодная и легкая. Заживляет нарывы и ра­ны, устраняет темно-красную слизь, полезна при тубер­кулезе.

Буйволятина очень теплая. Увеличивает сон и мясо.

Мясо яка маслянистое и теплое. Устраняет холодные расстройства и формирует в ограниченном количестве желчь и кровь.

Курятина увеличивает семя, полезна при ранах.

Мясо павлина полезно при глазных болезнях, заку­порке горла, отдаляет старение.

Мясо дикого яка порождает огненную теплоту, устра­няет холод желудка и печени. Мясо крупных травоядных диких животных холодное и легкое, им устраняются болезни жара со слизью.

Зайчатина груба, порождает теплоту и прекращает поносы.

Сурочье мясо маслянистое и тяжелое, обладает согре­вающими свойствами. Заживляет труднозаживаемые хронические изъязвления и нарывы, устраняет болезни холодного ветра и почек.

Мясо выдры усиливает половое чувство, устраняет холодные расстройства почек и поясницы.

Рыба устраняет болезни желудка, улучшает аппетит, проясняет зрение, очищает ссадины, раны, нарывы, осо­бенно застарелые, разрушает слизистые спайки.

Более легкое мясо нижней части туши самцов и вер­хней части туши самок. Более тяжелое мясо беременных самок. Мясо четвероногих самок легче, чем самцов, а у птиц легче мясо самцов. Вообще у животных мясо из го­лов, передок, грудинка, спинка и ноги [лапы] тяжелее, чем другие части. Из семи составляющих каждое после­дующее тяжелее предыдущих. Свежее мясо холодное, сушеное теплое и более питательное. Особенно теплое годичное мясо, оно подавляет ветер и формирует огнен­ную теплоту. Сырое, остывшее, пережаренное мясо трудно переваривается, его сила тяжелая. Вареное и су­шеное легкое и легко переваривается [1, II, 16; 107, с. 157-163].

У сливочного масла, растительного, костного моз­га и жира животных вкус сладкий, каждое последую­щее холоднее предыдущих. Поскольку масла умащаю­щие, притупляющие, смягчающие, податливые и увлаж­няющие, они побеждают старческую и детскую слабость, полезны всем ослабленным, независимо от возраста, ис­тощенным, с огрубевшей кожей, при истощении семени, при частых поносах, при подъеме ветра от излишних разговоров и умственного напряжения.

Свежее масло холодное, улучшает потенцию, цвет тела и силы, устраняет расстройства жара желчи. Старое масло (годичной давности) целительно для душевноболь­ных, при потере памяти, для страдающих обмороками, при язвах и нарывах, ссадинах. (Масло должно старить­ся на воздухе — для этого в Тибете его прилепляли к потолку.) Очищенное топленое масло, приготавливаемое из не очень старого масла, обостряет ум, улучшает па­мять, порождает теплоту тела, физические силы, удли­няет жизнь. Оно считается лучшим из масел, обладаю­щим тысячами свойств. Тибетцы масло кипятят к вече - ру, очищают его от примесей, иногда добавляют мед, са­хар, затем вместо чая пьют горячим. Свежевзбитое мас­ло, пенки, сыр и другие молочные продукты возвращают аппетит, устраняют запоры и очищают от слизи. Масло, собираемое со стенок деревянной молочной бадьи, устра­няет расстройства слизи и ветра и порождает пищевари­тельный огонь.

Масло ячихи и овцы устраняет холод и расстройства ветра.

Масло хайнычки нейтральное, не горячее и не холод­ное, тибетцы считают его самым лучшим из масел. Ко­ровье и козье масло холодное, вследствие чего оно уст­раняет болезни жара, связанные с ветром, если оно све­жее; старое коровье и козье масло теплое и устраняет болезни холода и ветра.

Кунжутное масло теплое и острое, полезно худым для пополнения и полным для похудания. Если его есть или умащать им тело, оно действует укрепляюще при любом телосложении и устраняет расстройства ветра со слизью.

Горчичное масло подавляет ветер и способствует подъему слизи и особенно желчи. В больших количест­вах (по четыре чайных ложки в день) прием его нежела­телен, принесет вред.

Костный мозг в любом виде подавляет ветер, увели­чивает силу семени и немного слизь.

Жир животных помогает при болях в суставах и кос­тях, ожогах любого происхождения, способствует пре­одолению болезней ветра, гноетечения из ушей, болез­ней мозга, устраняет болезни матки.

Человеку с преобладанием желчи тибетские врачи рекомендуют пить свежетопленое очищенное масло, с преобладанием слизи — старое топленое очищенное масло, а с преобладанием ветра — кунжутное масло. Это будет поддерживать внутреннюю теплоту тканей те­ла и очищать полости и пустоты тела, не позволяя скап­ливаться в них лимфе и т.д., укрепит составляющие те­ла, прибавит силы, обеспечит хороший цвет тела, упро­чит чувства, предотвратит преждевременное старение и поможет прожить до 100 лет [1, II, 16; 107, с. 164-168].

Зелень.

Одуванчик, латук и т.д. обладают горьким вкусом. Они все могут расти в сухих местах и в сырых, употреб­ляться в сушеном виде и в свежем, приготовленными с другой пищей и сырыми; первые теплые и легкие, а вто - рые холодные и тяжелые, почему первые устраняют бо­лезни холода, а вторые — жара.

Лук и чеснок обладают жгучим [острым] вкусом, улучшают сон, аппетит, устраняют расстройства слизи и ветра. Белый чеснок тяжел и холоден, устраняет болез­ни, вызванные микроорганизмами, способствуют лече­нию болезней жара, расстройств ветра.

Горный чеснок труден для переваривания, тяжел, улучшает аппетит.

Молодая белая редька, собранная до середины июля, легка и тепла, она повышает пищеварительный огонь и устраняет расстройства трех виновников. Зрелая белая редька, выросшая в холодном месте, тяжела и холодна, порождает слизь.

Сходным действием обладает репа, она также защи­щает организм от болезней, вызываемых ядами.

Корневища ревеня, имеющего стебли, и красноватые листья ревеня, лишенного стеблей, изгоняют слизь и улучшают аппетит. Первое обладает сладким и кислым вкусом, вторые — сладким и вяжущим.

Все виды зелени сужают каналы и ухудшают дейст­вие лекарств, поэтому человеку, принимающему лекар­ства, рекомендуется не принимать в пищу зелень.

Приготовление пищи. Описывается четыре вида при­готовления риса: жидкий рисовый суп, не жидкий и не густой, густой и каша. Первый легкий и легкоперевари­ваемый, каждый последующий тяжелее предыдущего. Жидкий рисовый суп утоляет жажду, уравновешивает виновников, снимает истощение, уравновешивает состав­ляющие тела, порождает теплоту, делает гибкими стен­ки каналов. Не жидкий и не густой суп порождает теп­лоту, утоляет голод и жажду, восстанавливает ослаблен­ных, устраняет последствия болезней, выводит нечисто­ты, задерживаемые газами кишечника. Густой рисовый суп прекращает поносы, порождает аппетит, устраняет болезненную жажду. Рекомендуется больным дизенте­рией для восстановления сил и прекращения болезни. Рис, сваренный с мясом или на молоке (в виде каши), становится тяжелым. Сваренный на воде легок и легко­перевариваем. Поджаренный рис (промытый, высушен­ный, поджаренный в небольшом количестве масла, слег­ка хрустящий) останавливает понос и способствует сра­щиванию сломанных костей.

Суп из незрелого зерна вызывает запоры и подавляет пищеварительную теплоту, он очень вреден. Прокален­ное зерно в виде муки крупного помола хорошо в супе — оно легкое, мягкое, теплое, легко перевариваемое и приятное на вкус.

Ячменную муку крупного помола (цзамбу) в Тибете готовят следующим образом. Зерна ячменя промывают водою, высушивают на солнце с целью сохранения влаги внутри зерен, прокаливают, перемешав его в одной по­судине с горячим песком, отделяют зерно от песка, очи­щают от шелухи, провеивают. Холодная цзамба тяжела, порождает телесные силы. После приготовления она лег­кая и мягкая, легко переваривается. Обычно ее добавля­ют в суп, в чай, едят в смеси с жиром и солью или с маслом и сахаром.

Несвежей приготовленная пища считается по проше­ствии суток, даже если она хранится в холодильнике. Она угнетает огненную теплоту желудка, так как приоб­ретает силу холода. Замороженные сырые продукты не изменяют своих свойств, замороженные после приготов­ления изменяют их. Мясо, пролежавшее замороженным даже несколько месяцев, становится лишь несколько теплее по действию, но не портится и не принесет вреда.

Ячменное тибетское пиво устраняет расстройства вет­ра и повышает внутреннюю теплоту, пищеварительный огонь. Старое пиво улучшает аппетит и устраняет рас­стройства всех виновников.

Мясные бульоны восстанавливают телесные силы, приносят насыщение, помогают при болезнях ветра. Вчерашний суп из цзамбы несколько кисловат. Из цзам-бы делают лапшу, высушивают ее и заправляют ею суп, готовый суп оставляют стоять сутки. Такой суп считает­ся лучшим средством для подавления ветра.

Листья крапивы подавляют ветер и порождают тепло­ту, но, если их употреблять в большом количестве, они возбуждают слизь и желчь. Листья мальвы прекращают понос, порождают теплоту. Листья подорожника облада­ют тем же действием. Листья колоказии подавляют ве­тер, сушат раны, но порождают желчь и слизь. Листья мари белой обладают свойствами ртути, они вредны для глаз, но выводят нечистоты, задерживаемые газами ки­шечника вследствие расстройств вниз очищающего ветра. Листья мари красной устраняют расстройства трех виновников. Они применяются как пищевой краситель, придавая пище ярко-красный цвет. Листья одуванчика лекарственного, а также растения, похожего на одуван­чик, но с тремя цветками на одном стебле, холодны, ус­траняют жар. Листья имбиря, растущего высоко в горах, устраняют болезни жара желчи, головные боли по при - чине желчи. Листья любого вида бобов и гороха улуч­шают аппетит, но порождают расстройства слизи и вет­ра. Они выводят из организма жир, непереваренное рас­тительное масло. Свежесобранные, они не теплы и не холодны, но, даже немного полежавшие сорванными (более суток), они возбуждают ветер и слизь, формиру­ют язвочки на теле. Прием в пищу листьев горчицы рас­страивает слизь и желчь. Листья горичника и купены устраняют расстройства слизи и ветра. Листья белой редьки по свойствам теплы, они порождают теплоту, прекращают понос, помогают при ветре. После осеннего равноденствия они перезревают и теряют свои свойства.

Чеснок белый и голубой [плоды и листья] полезны при расстройствах ветра.

Соль придает вкус любой пище, порождает пищева­рительную теплоту, легко переваривается, облегчает де­фекацию. Все это относится к чистой морской соли. Та соль, которую мы употребляем, вряд ли обладает этими свойствами.

Перец китайский открывает входы каналов и порож­дает слизь и ветер. Он обладает природой теплоты, щип­лет язык.

Имбирь порождает пищеварительную теплоту.

Ферула вонючая устраняет расстройства ветра.

Все виды специй придают вкус пище и улучшают ап­петит [1, II, 16; 107, с. 163-172].

Напитки. Молоко устраняет расстройства ветра, вода — желчи и пиво — слизи. В то же время молоко порож­дает слизь, вода — ветер и пиво — желчь.

Вкус молока до и после переваривания сладкий. Оно маслянистое и тяжелое, благодаря чему приумножает составляющие тела, придает коже хороший цвет, устра­няет расстройства ветра и желчи, усиливает потенцию, порождает слизь.

Коровье молоко особенно полезно для легких, при хронических болезнях холода, в том числе при диабете, является лучшим средством для достижения остроты ума, для улучшения лактации, приумножения составля­ющих тела.

Козье молоко устраняет затруднение дыхания, астму, сенную лихорадку. Овечье молоко устраняет расстройст­ва ветра, но учащает сердцебиение, так как при приеме в больших количествах приумножает кровь. Ячье моло­ко усугубляет болезни слизи и желчи. Оно не приносит вреда в холодной высокогорной местности, такой как Тибет. В Тибете ячье молоко считается лучшим, по сравнению с другими. Кобылье и ослиное молоко восста­навливает нормальную работу легких, но немного тупит ум. Сырое молоко холодное и тяжелое, возбуждает мик­роорганизмы и приумножает слизь. Кипяченое молоко легче и теплее, если оно только доведено до кипения. Но если оно перекипит, становится тяжелым и труднопере­вариваемым. Парное молоко подобно нектару.

Простокваша имеет сладкий вкус до и после перева­ривания. Будучи маслянистой, она помогает при запо­рах. Устраняет жар ветра и возбуждает аппетит [1, II, 16; 107, с. 174-175].

Как видим, выбор диеты при различных заболевани­ях достаточно сложен. Ведь конкретная болезнь у конк­ретного человека, как правило, имеет массу индивиду­альных признаков, и в рекомендациях по режиму пита­ния тибетский врач их учитывает. Например, рекомен­довать ребенку и старику (человеку слизи и человеку ветра) при возбуждении желчи только охлаждающее пи­тание — значит уничтожить огненную теплоту желудка, из-за чего появляются опухоли и отеки. Предписывать же человеку в рассвете сил (человеку желчи) только со­гревающее питание равносильно подкладыванию дров в огонь [56, с. 40 ]. То же относится и к образу жизни, и к лекарствам. При назначении режима питания необходи­мо учитывать врожденный психофизиологический тип человека, его возраст, группу, подгруппу, класс и част­ный вид его болезни, особенности течения болезни именно у данного человека, привычное для человека пи­тание, время года и т.д.

образ жизни

Постоянный образ жизни.

Первое и основное — это избегание неподходящего для человека питания и поведения: следует воздержи­ваться от смесей алкогольных напитков, от длительного пребывания на солнце с последующим переохлаждени­ем, от ношения легкой одежды зимой и теплой — ле­том, от имеющих неблагоприятные последствия телес­ных действий — убийств, воровства, половых извраще­ний, действий речи — лжи, сеющих раздоры разговоров, злословия, пустой болтовни, действий мысли — алчно­сти, недоброжелательства, ложных взглядов.

Следует умеренно пользоваться органами чувств — не перенапрягать их, но и не лишать работы. Лучше избегать опасных ситуаций, таких как ныряние в водо­ворот. Вообще, в обычном поведении рекомендуются внимательность и осторожность.

Не следует заменять ночной сон дневным, но при не­обходимости бодрствовать ночью на следующий день рекомендуется соблюдать умеренность в пище и днем спать меньше, чем ночью.

Увлечение алкоголем приводит к потере телесных сил.

Конец зимы (по европейскому календарю) — время очень неровное. В это время вредны длительные разгово­ры, пост — они приводят к подъему ветра. Непродолжи­тельный дневной сон, кроме сна ночью, считается в это время полезным, это восполняет потерю сил и противо­действует подъему ветра.

Послеобеденный дневной сон в конце весны, летом, осенью и в начале зимы противопоказан, он приводит к накоплению и подъему слизи — тело тяжелеет, пропа­дает острота ума, человека охватывает лень, беспокоят вечные простуды.

При бессоннице рекомендуется днем выпить теплого молока, а вечером — бульон из постного мяса. В ма­кушку головы рекомендуется втирание кунжутного мас­ла, а при засыпании в каждое ухо закапывается по од­ной капле растопленного чистого сливочного масла.

Человеку, одолеваемому сонливостью, дают рвотное, затем ему следует попоститься. Таким образом выводит­ся избыточная слизь, отяжеляющая тело и ум.

Помимо половых извращений, вредны прелюбодея­ния, половые сношения во время месячных. Зимой поло­вые сношения не ограничиваются — по европейскому календарю это время с середины осени до половины зи­мы. С середины зимы до середины весны и с середины лета до середины осени половые сношения рекомендуют­ся не чаще двух раз в неделю. В летнее время, т.е. с се­редины весны до середины лета, — не чаще одного раза в две недели. Последствия нарушения этих предписаний считаются самыми неблагоприятными.

Для сдерживания чрезмерной активности ветра реко­мендуется купаться (принимать душ, ванны) один-два раза в неделю, можно чаще. Но при этом после купания необходимо втирать в тело сверху до низу кунжутное масло. В наших условиях его можно заменить обычным растительным, добавив в него капельку, например, ла­вандового. Эта процедура увеличивает пищеварительный огонь, проясняет ум, увеличивает работоспособность и потенцию. Купание противопоказано при горячих поно­сах, вздутии живота, несварении, болезнях носа и глаз, гриппе, после еды.

Людям с сильным телом рекомендуется жирная и маслянистая пища, но летом и осенью следует умерять ее количество, так как это время накопления и подъема желчи, и подкладывание дров в огонь естественных процессов может привести к возмущению желчи.

Человеку с преобладанием слизи рекомендуются ак­тивные движения — бег, прыжки и т.п. Вместо мыла ему советуют применять чечевичную муку, она удаляет слизь из луковиц пушковых волос, суставы обретают по­движность, удаляется лишний жир, и укрепляются мыш­цы [1, II, 13; 107, с. 137-141].

Духовная жизнь.

Все живые существа стремятся к блаженству, но без духовной жизни все благие начинания считаются обре­ченными на бесплодность и лишь увеличивают страда­ние.

Десять неблагих деяний, или неблагоприятных для совершенствования поступков, перечислены в начале данного пункта (убийство, воровство и т.д.), разумный не совершает их. Последнее из них, ложные взгляды, пожалуй, самое трудное для понимания. Ложные взгля­ды — это вера в умозрительные конструкции, принятие желаемого, а также нежелаемого за действительное.

Основы тибетской медицины — это те же четыре благородные истины буддизма: 1) в жизни человеку со­путствуют страдания болезней; 2) определяющая причи­на их — неблагоприятные для совершенствования состо­яния сознания; 3) для преодолевания болезненных стра­даний необходимо достичь победы над неблагоприятны­ми состояниями сознания; 4) к победе над неведением и его эмоциональными аффектами ведет нравственная ус­тановка и ее реализация восемью методами — питани­ем, образом жизни, лекарствами, пятью методами неле­карственной терапии (восьмеричный благородный путь). Особое внимание при этом уделяется ежедневной работе души с мыслью о благе всех живых.

Образ жизни в связи с временами года.

В Тибете был принят лунно-солнечно-сатурно-юпи-терный календарь. Началом года считается первый день весны, наступающей в следующие числа европейского календаря. Год           Животное                                Элемент дхату            1-е число года

1991         Овца                             Железо                15 февраля

1992        Обезьяна-самец             Вода                     4 февраля

1993        Курица                         Вода                    23 января

1994        Пес                               Дерево                10 февраля

1995        Свинья                          Дерево                31 января 1996'       Мышь-самец                 Огонь                  19 февраля

1997        Корова                          Огонь                   7 февраля

1998        Тигр                             Земля                  28 января

1999        Зайчиха                        Земля                  16 февраля

2000        Дракон                          Железо                5 февраля

В году 12 мес (дополнительный 13-й месяц добавля­ется в 1993, 1995 гг. и в 1998 г.). Для определения пра­вильного образа жизни год делят на шесть сезонов, по 2 мес каждый: начало зимы, конец зимы, весна, лето, се­зон дождей, осень.

Первая половина зимы очень холодная, поры тела за­крыты. Силы ветра скрываются, прячутся силы огня в теле, поэтому, если в это время человек ест мало, его силы убывают. Пища должна быть разнообразной, обла­дающей кислым, соленым и сладким вкусом. Ночи в это время длинные, вследствие длительного воздержания от пищи ночью истощаются составляющие тела. Для пред­отвращения этого рекомендуется натирать тело кунжут­ным маслом (или растительным с каплей лавандового). Необходимо одеваться в теплые, меховые одежды; мно­гие женские болезни начинаются в юности как резуль­тат несоблюдения этого правила. Особенно холодным яв­ляется 12-й месяц тибетского календаря (примерно соот­ветствует январю), и вышеописанного правила в это время следует придерживаться особенно строго.

В течение зимы в теле накапливается слизь и нахо­дится как бы в застывшем состоянии.

Весной начинает пригревать солнце, и в природе, и в человеке все оттаивает. Как результат, понижается ог­ненная теплота желудка, что способствует подъему бо­лезней слизи. Для предотвращения подъема слизи реко­мендуется принимать пищу острого (жгучего), горького и вяжущего вкуса — горячие острые блюда, жгучий пе­рец, зелень, старые злаки, мясо животных, живущих в сухих местах, мед, имбирный отвар. Рекомендуется фи­зическая активность — бег и т.д., при умывании для удаления слизи — чечевичная мука. Рекомендуется на­ходиться в приятных глазу полузатененных местах. Та­кого образа жизни надо придерживаться в течение 1,5 мес до весеннего равноденствия и 1,5 мес после него. В начале лета (середина весны по европейскому ка­лендарю) солнце становится жарким. Тело теряет силы, и нужно принимать пищу сладкого вкуса, холодную по силе, легкую и маслянистую, например свинину. Реко­мендуется избегать пищи с соленым, острым и кислым вкусом, умерять физические нагрузки. Солнечные ванны в это время противопоказаны. Умываться рекомендуется холодной водой, пить легкое разбавленное вино. Для до­ступа свежего воздуха хорошо открывать окна, но зате­нять их, наполнять дом благовонным запахом куритель­ных палочек, украшать жилое помещение цветами, от­дыхать в тени деревьев, куда ветерок доносит аромат цветов.

В дождливый сезон во второй половине лета из-за до­ждей и ветра воды загрязнены, свойства питьевой воды ухудшаются, огненная теплота желудка снижается. Ре­комендуется принимать пищу кислого, соленого и слад­кого вкуса, как в начале зимы, а по свойствам легкую, теплую, маслянистую, избегать холодных мест, в огра­ниченных количествах пить пиво и пшеничную водку. Во время сезона дождей в теле накапливается желчь, что осенью может привести к ее подъему.

Для предотвращения подъема желчи к осени следует переходить на прием пищи, обладающей сладким, горь­ким и вяжущим вкусом, пропитывать помещение и одежду приятными и прохладными запахами камфоры, белого сандала, ветиверии. Их можно сжечь в виде по­рошка в чашке или смешать с водой немного камфоры и разбрызгать полученную смесь по помещению после уборки.

Всеми вышеописанными рекомендациями руководст­вуются с учетом отклонений от нормы в течение сезонов — так, летом может быть холоднее, а зимою теплее, чем обычно [1, II, 14; 107, с. 144-161].

Поведение в отдельных случаях.

Здесь рассматривается 13 тем: голод, жажда, тошно­та, зевота, чихание, дыхание, сон, откашливание мок­рот, плевание, дефекация, выпускание газов, уринация и извержение семени.

Насильственное подавление голода вызывает истоще­ние, слабость, боли в горле при глотании, головокруже­ние. При таких симптомах лекарством является легкая, маслянистая и теплая пища.

Насильственное подавление жажды вызывает голово­кружение, нарушение сердечной деятельности, потерю остроты мышления. Рекомендуется пища с холодными свойствами, прохладные напитки, пребывание в про­хладной местности.

Задержка рвоты приводит к потере аппетита, затруд­нению дыхания, отечности лица и рук, экземам, язвам, гнойничкам, проказе, болезням глаз, кашлю, простуд­ным заболеваниям. Лекарством служит пост, вдыхание дыма алоэ и сандала, частое питье жидкости в неболь­ших количествах, например воды с медом.

Подавление чихания приводит к притуплению орга­нов чувств, головокружению, односторонней тугопод-вижности шеи, криворотости, дряблости щек. Для про­тиводействия этому рекомендуется вдыхание дыма алоэ и сандала, очищающее лекарство для носа, рекомендует­ся также смотреть на солнце.

Сдерживание зевоты особого вреда не приносит. Все расстройства от сдерживания зевоты легко устраняются питанием, образом жизни и лекарствами, рекомендуе­мыми при расстройствах ветра.

К изменению дыхания приводит тяжелая физическая работа. Следствием являются отеки и опухоли, наруше­ние сердечной деятельности. Нужен лишь хороший от­дых.

Лишение организма сна приводит к частой зевоте, медлительности в действиях и нежеланию их совершать, тяжести в голове, темноте в глазах, плохому пищеваре­нию. В этих случаях помогает мясной бульон, пиво, вти­рание в тело масла, сон.

При задержке мокрот во время кашля скапливается чрезмерное количество мокрот и затрудняет дыхание. Это приводит к потере массы и аппетита, икоте, сердеч­ным расстройствам. Для лечения применяется отхарки­вающее. Задержка во рту избыточной слюны приводит к болям в сердце, головным болям, насморку и головокру­жению. Излечивается пивом и сном. При задержке газов сохнет кал, начинаются запоры, появляются опухоли, боли, ухудшается зрение, человек зябнет, в результате могут развиться болезни сердца. При частой задержке дефекации появляется дурной запах изо рта, головные боли (кажется, что колет в мозге), мурашки в конечно­стях, склонность к частым простудам. Предписывается слабительное. При задержке уринации появляются кам­ни в мочевом пузыре и в почках, болезни мочеполовой системы. Назначаются лекарства местного воздействия, втирание масла в тело, холодные и горячие компрессы на различные части тела, лекарства на основе витами­нов. Задержка семени приводит к самопроизвольному его выделению, болям в половом члене, затруднению моче­испускания, образованию камней и импотенции. Назна­чается лекарство местного воздействия, лекарственные ванны, половые сношения, употребление в пищу кун­жутного масла, молока, курятины, пива.

Все перечисленные акты должны происходить естест­венно, не следует прилагать усилий ни для их задержки, ни для их совершения (например, не рекомендуется ту­житься при дефекации), и то и другое приводит к рас­стройствам прежде всего ветра. Чтобы предотвратить это, нужно хорошо и правильно питаться, принимать не­обходимые лекарства и вести соответствующий образ жизни.

Чтобы не допустить возникновения болезней, необхо­димо соблюдать рекомендации прежде всего в отноше­нии питания и образа жизни. Если же болезнь все-таки появилась, нужно немедленно принять меры к ее изле­чению, пока она еще не зашла далеко, изменив соответ­ствующим образом свое питание и образ жизни [1, II, 15; 107, с. 148-151].

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные люди Тибета:

News image

Директор Библиотеки тибетских трудов и архивов геше Лхакдо

ОЛЬГА БЫЧКОВА: Добрый веер, добрый день. Это программа Своими глазами . В студии Ольга Бычкова и сегодня наши гости приехали к нам издалека из Тибета. Это До...

News image

Всемирно известная исполнительница буддийских песнопений А

Всемирно известная исполнительница буддийских песнопений Ани Чоинг Дролма выступила в Московском доме кино Детство Ани Чоинг Дролма было омрачено жестокостью...

News image

Далай-лама: «Я был очень ленивым»

В день своего 70-летия Его Святейшество далай-лама XIV дал интервью «Газете.Ru» и предложил нашим читателям выпить за его здоровье. – Вы как-то сказали в о...

News image

Шивалха Ринпоче проводит в Кызыле учения по «Бодхичарья-ав

По просьбе буддистов Тувы Досточтимый Шивалха Ринпоче проводит в эти дни продолжение учений по труду Шантидевы «Бодхичарья-аватара» на тувинском языке в перев...

News image

Буддийская монахиня Силиана Боса: Лама Сопа Ринпоче всегд

В Лагани проходит выставка священных буддийских реликвий. Там для жителей близлежащих районов Калмыкии и калмыков Астраханской области будет развернута выстав...

Последние истории:

Автостопом по Тибету

News image

Як наступает мне на ногу и попутно гадит на правую штанину. Но это мелочи. Главное, что китайский грузовик везет меня к восточной границе Тибета. Мо...

Люди Тибета. Сентябрь

News image

Яркое впечатление оставили китайцы в Лхасе — народ шумный, общительный, веселый... между собой

Секреты медицины:

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

  Они суть: кровопускание, прижигание, компрессы, ванны, массаж. К немедикаментозным методам лечения относят также подробно не описываемые в Четырех...

More in: Тибетская медицина

Авторизация



Достопримечательности Тибета:

Миндролинг

News image

Неподалёку от развалин Джампалинга расположен монастырь Миндролинг, один из важнейших центров школы Ньингма, древнейшей среди школ тибетского буддиз...

Что такое Кора ?

News image

Путь к самому себе. В древних восточных писаниях говорится, что Тибетское нагорье стояло от начала Времён и простоит до их окончания: природные о...

Ущелье Прыгающего Тигра

News image

Ущелье Прыгающего тигра (кит. 虎跳峡, пиньинь Hǔtiào Xiá) — каньон в Сино-Тибетских горах на реке Янцзы, которая в том районе называется река Золотых п...

Сакья

News image

Наутро, покинув Шигацэ, мы направляемся в монастырь Сакья, расположенный на высоте 4280 метров над уровнем моря в 150 километрах от Шигацэ и 25 кило...

Джампалинг

News image

Покинув Самье, мы снова переправимся на другой берег Брахмапутры, где нас будут ждать наши машины. Примерно через час они доставят нас к руинам мона...

Ташилунпо

News image

Ташилунпо (Ташилхунпо, Ташилумпо, Даший-лхунбо; тиб. བཀྲ་ཤིས་ལྷུན་...

Монастырь Чиу Гомпа (Птичий монастырь)

News image

Возвышаясь над бирюзовой гладью священного озера Манасаровар, вблизи поселка в котором мы остановились на ночлег, находится монастырь ,который назыв...

Хэйхэ

News image

Хэйхэ (кит. 黑河, пиньинь Hēihé, «Чёрная Река», манчжурское название: Сахалян) — городской округ в провинции Хэйлунцзян КНР...

Кайлаш: святыня Тибета

News image

С древних времен монахи и отшельники, йоги и старцы отправлялись в уединение природы для молитв и медитаций. Овеяны легендами и мифами, историями о ...