Культура и традиции Тибета:

Цам - танцы гневных буддийских божеств

News image

Являясь частью крупномасштабных ритуалов, костюмированные танцы мистерии «Цам» (тиб. «Чам») уходят корнями в древние церемонии, исполняемые священнослужителями добуддийской тибетской традиции бо...

Отношения с монгольскими императорами (1240-1350 гг.)

News image

Монгольский правитель Чингиз-хан и его наследники покорили обширные территории в Азии и Европе и создали одну из самых больших империй, ко...

Праздник «Ванго» (ожидания плодов)

News image

Праздник «Ванго» особенно популярен в земледельческих районах. Он приходится на 8-й месяц тибетского календаря. «Ванго» по-тибетски означает ходить вокруг поспевающего поля. То...

Главная - Культура и традиции - Китайский кошмар Тибета



Китайский кошмар Тибета

Тибет - Культура и традиции

  китайский кошмар тибета

Широко улыбаясь внешнему миру, Китай жестоко расправляется с Тибетом, превращенным в полицейское государство, где сторонники Далай-ламы рискуют быть забитыми насмерть.

«Вот, посмотрите сюда. Здесь они стреляли в Его Святейшество». Тибетский монах показывает на две вмятины от пуль на поверхности накладных медных петель на дверях бывшего летнего дворца Далай-ламы.

46 лет назад по приказу председателя Мао китайская народная освободительная армия захватила дворец. Под взрывы бомб и свист пуль юный Далай-лама, переодетый тибетским солдатом, бежал из своей резиденции, чтобы, перейдя через Гималаи, начать жизнь странствующего изгнанника. Мао освободил ему путь, приказав армии «не чинить препятствий».

«Они не знают о существовании этих следов», - добавил монах, указывая в направлении скрытых телекамер, при помощи которых сотрудники китайского комитета государственной безопасности ведут наблюдение.

Скрытый от телекамер тяжелой деревянной дверью, монах извлекает из-под одеяния два медальона. В одном из них запрещенный портрет Далай-ламы, в другом - не менее крамольная фотография Панчен-ламы, 16-летнего мальчика, которого большинство тибетцев почитают наравне с Далай-ламой. На сегодняшний день он - самый молодой политический заключенный в мире.

«Если вы увидите Его Святейшество, скажите ему, что все тибетцы поддерживают его и Панчен-ламу, - просит монах. - И расскажите всему миру, как мы ненавидим китайских захватчиков».

Сказав это, он ушел. На реставрацию дворца были выделены немалые средства, однако, следы пуль остались как молчаливые свидетели жестокой действительности китайского правления в Тибете. Надежды на то, что вслед за финансовым благополучием в стране расцветет свобода, оказались тщетными. Диссидентов по-прежнему забивают насмерть палками, казнят, или бросают в тюрьмы.

Несколько лет назад во время визита в печально известную тюрьму Драпчи члены делегации ЕС стали свидетелями демонстрации заключенных. На церемонии подъема флага во дворе тюрьмы вместо того, чтобы петь патриотические песни, группа буддистских монахинь начала скандировать: «Свободу Тибету!» и «Да здравствует Далай-лама!». Полиция жестоко избила заключенных. По словам выжившего свидетеля «это было похоже на бойню». «Они били нас ремнями до тех пор, пока не сломались пряжки. Потом они взяли электрические дубинки». В результате пыток электрошоком и сексуальных унижений четверо монахинь скончались. По имеющимся сведениям их задушили, затолкав им в рот буддистские белые шарфы.

Все четверо, Чоки Вангмо и Таши Ламо, обе в возрасте 24 лет, Деки Янгзом, 21 год, и Кедрон Йонтен, умерли в один день, более чем через месяц после демонстрации. Еще одна монахиня по имеющимся сведениям повесилась.

Хотя у многих китайцев и тибетцев теперь есть мобильные телефоны, информация об акции протеста просочилась во внешний мир только три месяца спустя. Служащим тюрьмы и освобожденным узникам приказали молчать о случившемся под угрозой сурового наказания. Сегодня власти Китая продолжают отрицать, что расправа имела место.

Несмотря на очевидную необходимость такого шага, Евросоюз никак не может принять решение о назначении специального докладчика для расследования нарушений прав человека в Тибете. Тибет – это место, где правда исчезает. В связи с тем, что Китай готовится принять Олимпийские игры, в последнее время исчезли некоторые вопиющие свидетельства коммунистических репрессий.

Судя по всему, Китаю понемногу удается убедить международное сообщество в своей респектабельности. Однако во время своей пятидневной поездки на «Крышу мира» я нашел убедительные доказательства того, что Китай не ослабляет железную хватку, которой он держит Тибет. Китай постепенно превращается в потребительский рай, но на смену коммунистической идеологии приходит слепой и агрессивный китайский национализм. Мечту Тибета о самоуправлении Китай однозначно трактует как угрозу своей целостности.

На самом деле 2,6 миллиона коренных тибетцев не представляют никакой угрозы для Китая с его миллиардным населением. Но вот территория, которую занимает Тибет, равная по величине одной восьмой Китая, видится официальному Пекину в качестве стратегического буфера между Китаем и Западом, а также как своеобразное Эльдорадо, богатое минеральными и энергетическими ресурсами.

Пропагандистская машина без устали распространяет сообщения о том, что тибетцы счастливы быть частью большой китайской семьи. Политика столь же эффективная, сколь и лицемерная – расспрашивая людей на улицах, я не услышал ничего кроме похвал в адрес Китая.

Возьмем к примеру Лобсанга Чомпела, наставника по священным текстам в знаменитом монастыре Сера, который является оплотом сторонников Далай-ламы. Во время долгого интервью газете «The Independent», которое проходило в присутствии представителей китайской коммунистической партии, он не смог припомнить подробности того дня, когда 30 монахов прошли через центр Лхасы, скандируя «Свободу Тибету» и другие подобные лозунги.

Свидетели рассказывают, что полиция обстреляла демонстрантов, 70 монахов из монастыря Сера были арестованы. Еще семеро монахов, участвовавших в марше протеста, пропали. Есть опасения, что их убили китайцы.

После этих событий китайские власти организовали для монахов специальные курсы «Исправление через перевоспитание». Специально для слушателей курсов была издана книга, озаглавленная: «Что должны знать массы монастыря Сера о занятиях по перевоспитанию».

В ней мы читаем: «Всем монахам монастыря Сера: Пришло время начать патриотическое образование посредством всеобщей пропаганды. Цель этих занятий правильное и полное претворение в жизнь политики партии в вопросах религии».

Монахам приказали посещать занятия, лекции и семинары по истории Тибета, методам борьбы с раскольничеством, основам права и религиозной политике. «Никто не должен уходить с занятия раньше, или шуметь. Никто не должен нарушать дисциплину в классе», - гласит руководство.

Было видно, что Лобсанг чувствует себя неуютно, отвечая на мой вопрос в присутствии партийных чиновников. Он сказал: «Я никогда не слышал об этих событиях, я - верный последователь буддизма, я верю в бога, изучаю священные тексты и занимаюсь религиозными практиками, это все».

В настоящее время большинство туристов, приезжающих в Тибет, составляют китайцы, которым ничего не известно о неравной борьбе Тибета с Китаем. Они видят лишь, что в модернизацию страны вкладывают миллиарды долларов инвестиций. Они читают только официальную китайскую прессу, все независимые вебсайты и книги о Тибете строго запрещены цензурой. Китайские туристы были бы сильно удивлены, узнай они, насколько тибетцы ненавидят своих китайских хозяев.

В одном из отдаленных районов Тибета я наблюдал, как местные деятели китайской компартии руководят приготовлениями к ежегодному празднику кочевников, во время которого традиционно проводятся состязания наездников. Коммунисты объясняли участникам фестиваля, собравшимся под огромными разноцветными шатрами, как плохо они жили при Далай-ламе. Кочевники в ответ выразили благодарность и сказали, что экономический прогресс позволил им продать лошадей и купить мощные мотоциклы.

Когда я отошел от основной группы, ко мне приблизилась молодая девушка и поздоровалась со мной на чистом английском. «Это все маскарад для китайских туристов», - сказала она шепотом. «Почему с нами нет нашего лидера Далай-ламы?».

Заметив, что к нам идет один из чиновников, она тут же замолчала. А потом ушла.

Но такая откровенность редкое исключение. Да и на Западе движение за освобождение Тибета, столь активное в 90-е годы, начинает сходить на нет. Постепенно тают надежды на установление демократии и достижение полной автономии Тибета. Маловероятно, что Далай-лама сможет вернуться в Тибет. Любого, кто будет уличен в сочувствии Далай-ламе, ожидает скорое и суровое возмездие в виде длительного тюремного заключения или чего-нибудь еще похуже.

Деловой мир толпится у ворот Китая в стремлении поживиться плодами бурно развивающейся экономики. В этой суматохе надежды тибетского народа как-то отходят на задний план. Китай поспешно модернизирует Тибет во вполне предсказуемой безвкусной манере однопартийного государства. Здесь возводят сверкающие аэропорты, прокладывают автомагистрали, а вскоре построят и самую высокогорную железную дорогу в мире. Во время нашей поездки по стране аппаратчиков компартии просто распирает от гордости за то, что тибетцам, с их древней верой в реинкарнацию, с их небесными похоронами и странными божествами, китайцы подарили атрибуты современного государства. Китай инвестировал миллиарды долларов в повышение уровня жизни в Лхасе и других городах и верит, что тибетцы благодарны ему за это.

Однако крупные капиталовложения в проекты по развитию инфраструктуры Тибета, который занимает территорию, сравнимую по размеру с территорией Западной Европы, не приносят благополучия простым тибетцам. Около 85 процентов коренного населения живут в сельской местности или в гетто в Лхасе, где они полностью лишены возможности участвовать в китайском экономическом буме.

Британия, проигравшая первый этап борьбы за экономическую экспансию в китайском пространстве, боится осложнить отношения с Пекином. Поскольку Британия в настоящее время президентствует в Евросоюзе, то она прохладно относится к назначению специального докладчика ЕС по проблемам Тибета. Пекин тратит миллиарды долларов на программу «развития запада», нацеленную на разработку огромных запасов минеральных и энергетических ресурсов Тибетского плато, и британские компании выстраиваются в очередь, чтобы поучаствовать в освоении этих несметных богатств.

Одной из причин, по которой Пекину так трудно выглядеть респектабельным в глазах мирового сообщества, и которая мешает западным бизнесменам получить доступ к китайскому рынку, является отсутствие достоверной информации о судьбе юного Панчен-ламы, с которым миллионы тибетцев связывают призрачные надежды на подлинную автономию.

Десять лет назад, вскоре после того, как Далай-лама признал шестилетнего Чоки Ниму 11-й реинкарнацией Панчен-ламы, сам мальчик и его родители были взяты китайцами под арест. Больше о них никто ничего не слышал. Вполне возможно, что мальчика уже нет в живых, или он томится в застенках китайского гулага. По мнению тибетских наблюдателей также вероятно, что коммунистическая партия воспитывает его в духе атеизма, чтобы сделать послушной марионеткой в руках режима, которая в нужный момент разоблачит «лживую сущность» тибетского буддизма.

В тех редких случаях, когда британские, европейские и китайские высокопоставленные лица встречаются для обсуждения вопроса о правах человека, китайцы вежливо заверяют западных коллег, что у Панчен-ламы все хорошо. Такие же заверения прозвучали в интервью, которое дал газете «The Independent» Джагре Данизен, провозгласивший себя реинкарнацией Будды глава местного тибетского автономного правительства.

На вопрос о мальчике, живом воплощении Будды, он ответил: «Я не могу дать вам никакой информации относительно того, где он сейчас находится. Могу только сказать, что мальчик получает образование и вообще ведет счастливую жизнь». Он отрицает, что исчезновение мальчика с лица земли имело какое бы то ни было международное значение, или что оно может бросить тень на предстоящие Олимпийские игры.

«Китайский народ имеет право решать, что ему делать, а Олимпийские игры не имеют никакого отношения к этому мальчику. Судьба одного мальчика вряд ли может повлиять на репутацию Китая».

В Китае горячо надеются, что в случае смерти Далай-ламы, которому в этом году исполнилось 70 лет, тибетцы признают своим духовным лидером Гьялцена Норбу, избранного китайцами на роль маленького Панчен-ламы и живущего в настоящее время в Пекине.

Это может стать тонким местом в хорошо продуманном плане Пекина.

К растущему разочарованию китайских властей тибетцы холодно принимают Норбу во время его редких визитов. В начале этого года руководители армии, полиции и разведки собрали религиозных лидеров и пригрозили им наказанием, в случае если они не смогут убедить тибетцев принять Норбу.

Несмотря на это, буддисты продолжают открыто отвергать самозванца, либо ограничиваются лишь формальным соблюдением ритуалов в ответ на требования Пекина признать в мальчике Панчен-ламу. Сам за себя говорит тот факт, что китайцы стараются использовать его только на церемониальных мероприятиях, таких как недавнее вручение традиционного тибетского белого шарфа китайскому руководителю Ху Цзиньтау, которое состоялось в Великом народном дворце в Пекине. Этот акт пропаганды, однако, бессилен убедить тибетцев, которые слишком хорошо помнят, что именно Ху Цзиньтау, будучи руководителем коммунистической партии Тибета, в 1990 году ввел в стране военное положение. Именно он начал жестокое преследование монахов, которых теперь китайские власти пытаются лестью и уговорами убедить поддержать марионеточного Панчен-ламу.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные люди Тибета:

News image

Директор Библиотеки тибетских трудов и архивов геше Лхакдо

ОЛЬГА БЫЧКОВА: Добрый веер, добрый день. Это программа Своими глазами . В студии Ольга Бычкова и сегодня наши гости приехали к нам издалека из Тибета. Это До...

News image

14 лет в затворничестве: интервью с буддийской монахиней Т

Опубликовано в журнале Cho Yang, the Voice of Tibetan Religion and Culture Тензин Пелмо — англичанка, которая отправилась в Индию в 1964 году и стала одной и...

News image

Его Святейшество Кармапа об «отказе от Дхармы» и преодолен

Приведенные ниже наставления были даны Его Святейшеством 17-м Кармапой Оргьеном Тринлеем Дордже в дни 27-го Молитвенного фестиваля линии Кагью (Кагью-Монлама)...

News image

Буддизм в России. Интервью с Тэло Тулку Ринпоче на радио

Транскрипт интервью, опубликованный на сайте радио Эхо Москвы: ОЛЬГА БЫЧКОВА: Добрый день, это программы Мы . У микрофона Ольга Быкова. Сегодня наш гость ...

News image

Шивалха Ринпоче проводит в Кызыле учения по «Бодхичарья-ав

По просьбе буддистов Тувы Досточтимый Шивалха Ринпоче проводит в эти дни продолжение учений по труду Шантидевы «Бодхичарья-аватара» на тувинском языке в перев...

Последние истории:

По обе стороны Гималаев (Непал-Тибет, и немного Индии

News image

Только что мы вернулись из поездки по Непалу-Тибету (плюс немножко Индии). Понукаемая моими спутниками, я сразу же села за отчет.

Тибето-проктологические фотозарисовки с буквами

News image

Почему проктологические? Ну, во-первых, PR (пи-ар) - заголовок должен интриговать, увлекать, и в итоге коварно заманивать читателя.  А во-вторых пот...

Секреты медицины:

СЕМАНТИКА ТЕРМИНА BAD-KAN

В буквальном переводе слово bad-kanозначает слизь . Однако, объясняя этимологию слова, Вандуй пишет: Bad-kan: bad— вода и kan— земля, вместе они о...

More in: Тибетская медицина

Авторизация



Достопримечательности Тибета:

Реки и озера Тибета

News image

Тибет полон рек и озер, которые обеспечивает работу мощных гидроэлектрических станций. Густо заросшие берега рек и озер - дома для лебедей и гусей. ...

Озера Манасаровар и Ракшас Тал

News image

Около тридцати километров к югу от Кайласа  расположено озеро Манасаровар (4560м) или как его называют по-тибетски Мапам Юм Цо, что значит «озеро По...

ОЗЕРО НАМ-ЦО

News image

Три дня спустя, взяв напрокат машину и закупив необходимые продукты, мы отправились но одно из красивейших озер мира — Нам-Цо. Старинное название оз...

Кавагебо

News image

Кавагебо (кит. 卡瓦格博, также в разных транслитерациях Кавакарпо, Мойригкавагарбо, Кха Карпо) — самая высокая гора в китайской провинции Юньнань[1] Нах...

Кайлаш: святыня Тибета

News image

С древних времен монахи и отшельники, йоги и старцы отправлялись в уединение природы для молитв и медитаций. Овеяны легендами и мифами, историями о ...

Джоканг

News image

Также известный среди тибетцев как Цуклаканг, Джоканг является самым почитаемым религиозным сооружением в Тибете. Несмотря на то, что немного остало...

Монастырь Джоканг

News image

Монастырь Джоканг в городе Лхасе в Тибете — знаменитый буддийский храм и монастырь, особо почитаемый тибетцами. Сюда сходятся многочисленные паломни...

Джампалинг

News image

Покинув Самье, мы снова переправимся на другой берег Брахмапутры, где нас будут ждать наши машины. Примерно через час они доставят нас к руинам мона...

Сакья

News image

Наутро, покинув Шигацэ, мы направляемся в монастырь Сакья, расположенный на высоте 4280 метров над уровнем моря в 150 километрах от Шигацэ и 25 кило...