Культура и традиции Тибета:

Тибет в период Второй мировой войны и Тибетская торго

News image

Перед войной Тибет с благословения Френсиса Янгхазбенда три раза посещает немецкий натуралист Эрнст Шефер, причем первые два раза под руководством Бр...

Шамбала. Обетованная земля царя Сучандры

News image

В один из дней 1027 года к воротам буддийского монастыря Наланда (Nâlandâ), расположенного в долине Ганга, на территории современного штата Би...

Далай-лама: «Свободному демократическому Тибету не ну

News image

Верховный духовный сан Далай-ламы должен быть упразднен, если Тибет обретет автономию и станет демократической страной», – заявил духовный лидер тибетского на...

Главная - Тибетская медицина - ТЕОРИЯ ВРАЧ, БОЛЬНОЙ, БОЛЕЗНЬ. ВРАЧ



ТЕОРИЯ ВРАЧ, БОЛЬНОЙ, БОЛЕЗНЬ. ВРАЧ

Тибет - Тибетская медицина

Личности врача в тибетской медицине уделяется са­мое пристальное внимание.

Кто может быть врачом? Как правило, это определя­ется в самом юном возрасте. Отбор довольно суров. Так, в Школу медицины и астрологии (sman rtsi khang) при одном из монастырей в Лхасе могли попасть только са­мые одаренные дети, специально отбиравшиеся из раз­ных районов Тибета. Не обязательно все они станови­лись монахами, некоторые по выходе из школы жили светской жизнью, если жизнь, наполненную трудами, можно назвать светской. Кроме того, у каждого врача, как правило, были свои ученики: и монахи из разных монастырей, и миряне. Часто учителем будущего врача был его ближайший родственник, дядя по отцовской или материнской линии, обычно сам монах, не имеющий своих детей. Так, например, начинал свое обучение из­вестный современный традиционный бурятский врач Чи­мит-Дорже Дугаров. Первые уроки по курсу медицин­ских знаний он получил у своего дяди, ламы бывшего Цугольского дацана (ныне восстановленного). Сестра Ч.-Д. Дугарова рассказывала, как еще школьником тот отдыхал в кругу сверстников. Дети наловили рыбы и со­брались готовить уху. Юный Чимит-Дорже попросил до­верить разделку рыбы ему. Он аккуратно отделил че­шую, кости, жабры и т.д. и, вымыв, разложил все это по отдельным пакетам: Это все пойдет в лекарства!

Пример классического обучения медицине можно найти в предисловии переводчика Дж. Гопкинса в книге Еши Дондена Здоровье через равновесие [107, с. 9-10]. Доктор Еши Донден родился в 1929 г. в кресть­янской семье в южной части Центрального Тибета в де­ревне Намро района Лхога. В возрасте шести лет роди­тели поместили его в небольшой монастырь, где было около 400 монахов. Оттуда в 11 лет он был послан в Медицинскую школу, поскольку обладал хорошими спо­собностями к заучиванию текстов на память, что весьма важно для врача. (Ведь в полный курс обучения врача входит заучивание наизусть первой, второй и четвертой тантр из Четырех Тантр . Третья тантра, практиче­ская, осваивается под руководством опытного учителя.) Изучив Четыре Тантры , Еши Донден стал непосредст­венным учеником директора школы Кьенрап Норбу. Когда ему было 20 лет, он оказался третьим по успевае­мости в классе. Но, поскольку все три победителя в зна­ниях были столь близки друг к другу, им устроили пере­экзаменовку: предложили идентифицировать растения с завязанными глазами, только по вкусу и запаху. Мои друзья сделали небольшие ошибки, так что я оказался впереди , — скромно вспоминает Еши Донден. Меди­цинскую практику он начал в 1951 г., в возрасте 22 лет. Затем около 20 лет, по 1980 г., он был личным врачом далай-ламы Тендзын-Гьяцо, основал Тибетский меди­цинский центр в Дхармасале в Индии, в настоящее вре­мя занимается пропагандой на Западе тибетской меди­цины и помимо прочего находит время для ежедневного приема множества пациентов.

Чему же обучается традиционный врач? Методы его подготовки можно подразделить на общие и специаль­ные. Общие — это те, что формируют высоконравствен­ную личность. Специальные — это методы овладения собственно врачебными знаниями и искусством. Отдель­ные общие методы подготовки относятся не только к бу­дущему врачу, но ко всякому, кто намерен освоить до­сконально хотя бы одну из областей традиционной нау­ки. Они обязательно начинаются с прихода к прибежи­щу Трех Драгоценностей (skyabs 'gro), который заклю­чается в вере: 1) в то, что все живые существа находят­ся в процессе совершенствования вплоть до нирваны, или мысли, свободной от влияния эмоциональных аф­фектов неведения, омраченности, страсти и гнева, т.е. в вере в Будду и результативную буддовость всех жи­вых; 2) в Дхарму, или в Учение о том, что методы реа­лизации буддовости доступны всем живым существам, так как они традиционно передаются от учителей учени­кам; 3) в Сангху, или взаимозависимость всех живых существ в совершенствующем движении.

Вторая часть - первой подготовительной практики — это рождение мысли (sems bskyed). В Четырех Тант­рах [1, II, 31 ] эта мысль названа белой , или бодхи - саттвовской . Эта практика заключается в воспитании ума, в его направленности на практическое оказание по­мощи живым существам посредством четырех безмер­ных : любви (byams pa), милосердия (snying rje), ре­зультативной радости (rjes yi rand) и равного отношения ко всем (btang snyoms) [I, II, 31 ]. Формула Прибежи­ща и рождения мысли (skyabs 'gro sems bskyed) прочи­тывается ежедневно минимум три раза, оптимальным считается ее прочтение 100 000 раз.

Вторая подготовительная практика обязательна толь­ко для тех, кто вступает на путь тантры. Поскольку ме­дицина — это тантра, то хороший врач обязательно имеет тантрийское посвящение. Входом в тантру яв­ляется посвящение Ваджрасаттвы [95, с. 112]. Созерца­ние Ваджрасаттвы с начитыванием не менее 100 000 раз его стослоговой мантры очищает адепта от загрязнений от клеш (nyon mongs — эмоциональных аффектов не­ведения) и загрязнений от познаваемого (shes sgrib — от игр ума, от создания не соответствующих реально­сти мыслительных конструкций), а также от последст­вий совершенных ранее или задуманных когда-то пре­ступных по отношению к живым существам деяний. В результате реализуется нераздельность созерцающего с Ваджрасаттвой, обладающим пятью элементами бытия Будды — телом, речью, мыслью, достоинством, творче­ством.

Третья подготовительная практика в тантре описыва­ется как подношение мандалы (символического изобра­жения Вселенной), а по сути она означает соединение метода и интуиции в результате практики шести пара-мит (шести беспредельных): 1) отдачи (отдача собствен­ных вещей, отдача Учения, проявление неустрашимости Будды); 2) нравственности; 3) терпеливости и проще­ния; 4) прилежания; 5) сосредоточения; 6) интуиции.

Первые пять относятся к методу, и практика их ре-зультирует в накопление благоприятствующих совер­шенствованию элементов, шестая же — это накопление знаний, это точность, мечом которой отсекается за­блуждение разума. Это практика обязательна для всех следующих Дхарме.

Четвертая подготовительная практика — это гу­ру-йога. Поскольку все посвящения и все традиционные и новые знания ученик получает от Учителя (гуру, Ыа та), реализовавшего все то, чему он учит, он рассмат - ривает своего Учителя как нераздельного с тем идамом1, от имени которого Учитель дает ему посвящение.

Пройдя такого рода четвертичную подготовительную практику, ученик, если он на то оказывается способен, приступает к изучению собственно медицины, осваивая (уже с самого начала) и другие важные и практически необходимые области знания, такие как абхидхарма (знание об элементах бытия и небытия) и др. Многие известные врачи, такие как тибетец Санчжэй-Чжамцо и монгол Агван-Дандар Лхарамба, оставили многочислен­ные глубокие оригинальные сочинения по самым раз­личным отраслям знания.

Приступающий к изучению медицины адепт прежде всего приступает к изучению Коренной Тантры (см. ч. 1, гл. 1). Он должен выучить эту тантру наизусть. Но само по себе заучивание этой тантры на память и изуче­ние под руководством Учителя письменных комментари­ев к ней, сопровождаемое устными разъяснениями, оста­нется лишь умственным, неэмоциональным знаниям и, следовательно, не пустит достаточно глубоких корней. Для подключения к процессу овладения знанием эмоци­ональной стороны личности ученику дается первое по­священие — посвящение кувшина. Ученик относится к себе, очистившемуся созерцанием Ваджрасаттвы, как к чистому, неперевернутому, недырявому сосуду, способ­ному вместить весь нектар знания, которым его одаряет Учитель, а к Учителю он относится как к нераздельному с Буддой медицины Бхайшаджья-гуру. Он созерцает над собою Бхайшаджья-гуру вместе с его дворцом, с его ат­рибутами, с окружающими его лекарственными сущно­стями, с его тремя соратницами, наполняет содержание созерцаемого получаемым от Учителя подлинным знани­ем смысла всего созерцаемого, проникается чувством присутствия Учителя — Бхайшаджья-гуру в любом мес­те, где бы он не находился. Идя далее через сокровенное посвящение, он доходит до реализации третьего посвя­щения — посвящения интуиции и мудрости, когда, сое­динив интуицию и метод, он реализует нераздельность собственного сознания с духовностью Учителя — Бхай-

^ибетское yi dam — это смысловой перевод санскритского istadevata (буквальный перевод в текстах не встречается). Здесь yi —это yid (ум), a dam — это dam tshig (обет, или связь с конечной ре­альностью); yi dam, следовательно, это связь ума с конечной реально­стью, предстающей уму йога в виде созерцаемого им божества, внеш­ний вид, одежды, украшения и т.д. которого суть символы буддовости и ее проявлений на феноменальном уровне. шаджья-гуру. Четвертое посвящение готовит его к обя­занностям Учителя. Описание методов этой созерцатель­ной практики встречается не так уж редко (см., напри­мер, [17, л. 76-11а], где изложен Метод достижения интуитивной проницательности ).

Наряду с таким созерцанием продолжается работа по освоению буквального смысла текста, в процессе учебы раскрывается его словесный смысл (для чего необходимо освоение Пояснительной и Дополнительной тантр, комментариев ко всем четырем тантрам), практически осваивается истинный смысл медицинской науки — ме­тоды диагностики и лечения, заготовка лекарственного сырья, технология приготовления лекарств, методика их приготовления, методика дачи лекарств и применения немедикаментозных методов лечения.

На пятнадцатом — двадцатом году обучения (редко раньше) врач приступает к самостоятельной практике.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные люди Тибета:

News image

Директор Библиотеки тибетских трудов и архивов геше Лхакдо

ОЛЬГА БЫЧКОВА: Добрый веер, добрый день. Это программа Своими глазами . В студии Ольга Бычкова и сегодня наши гости приехали к нам издалека из Тибета. Это До...

News image

Буддизм в России. Интервью с Тэло Тулку Ринпоче на радио

Транскрипт интервью, опубликованный на сайте радио Эхо Москвы: ОЛЬГА БЫЧКОВА: Добрый день, это программы Мы . У микрофона Ольга Быкова. Сегодня наш гость ...

News image

С неба спустились Будды: о визите Сакья Тризина Ринпоче в

Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче назвал визит Его Святейшества Сакья Тризин Ринпоче благоприятным знаком для Калмыкии. Пятидневная программа держателя ...

News image

Шивалха Ринпоче проводит в Кызыле учения по «Бодхичарья-ав

По просьбе буддистов Тувы Досточтимый Шивалха Ринпоче проводит в эти дни продолжение учений по труду Шантидевы «Бодхичарья-аватара» на тувинском языке в перев...

News image

Автобиография Далай-ламы

АВТОБИОГРАФИЯ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ДАЛАЙ-ЛАМЫ ТИБЕТА СВОБОДА В ИЗГНАНИИ Предисловие Для различных людей «Далай-Лама» означает разное. Для одних это значи...

Последние истории:

Автостопом по Тибету

News image

Як наступает мне на ногу и попутно гадит на правую штанину. Но это мелочи. Главное, что китайский грузовик везет меня к восточной границе Тибета. Мо...

По обе стороны Гималаев (Непал-Тибет, и немного Индии

News image

Только что мы вернулись из поездки по Непалу-Тибету (плюс немножко Индии). Понукаемая моими спутниками, я сразу же села за отчет.

Секреты медицины:

ПРАКТИКА.ПОСТАНОВКА ДИАГНОЗА. Отсроченный анализ

Этот анализ проводится после вышеописанных иссле­дований. Отсроченный анализ можно проводить даже в том случае, когда моча привезена издалека и е...

More in: Тибетская медицина

Авторизация



Достопримечательности Тибета:

Лумбини

News image

Непал знаменит еще и тем, что является родиной Будды. Около двадцати шести веков назад в местечке под названием Лумбини, почти на самой границе ныне...

Ущелье Прыгающего Тигра

News image

Ущелье Прыгающего тигра (кит. 虎跳峡, пиньинь Hǔtiào Xiá) — каньон в Сино-Тибетских горах на реке Янцзы, которая в том районе называется река Золотых п...

Самье

News image

Первой целью нашего пути будет древнейший монастырь Тибета Самье, построенный королём Трисонг Деценом более чем 1200 лет назад. Его возведение стало...

Ташилунпо

News image

Ташилунпо (Ташилхунпо, Ташилумпо, Даший-лхунбо; тиб. ????????????????, Вайли: bkra shis lhun po, кит. ?????) — один из крупнейших буддийских монаст...

Джоканг

News image

Также известный среди тибетцев как Цуклаканг, Джоканг является самым почитаемым религиозным сооружением в Тибете. Несмотря на то, что немного остало...

Монастырь Джоканг

News image

Монастырь Джоканг в городе Лхасе в Тибете — знаменитый буддийский храм и монастырь, особо почитаемый тибетцами. Сюда сходятся многочисленные паломни...

Монастыри Гэлуг

News image

Цонгкхапа учредил ежегодный религиозный фестиваль, который с тех пор проводится в начале тибетского Нового года (Лосар). Большой молитвенный фестива...

Ташилунпо

News image

Ташилунпо (Ташилхунпо, Ташилумпо, Даший-лхунбо; тиб. བཀྲ་ཤིས་ལྷུན་...

Монастырь Чиу Гомпа (Птичий монастырь)

News image

Возвышаясь над бирюзовой гладью священного озера Манасаровар, вблизи поселка в котором мы остановились на ночлег, находится монастырь ,который назыв...