СЕМАНТИКА ТЕРМИНА BAD-KAN
Тибет - Тибетская медицина |
В буквальном переводе слово bad-kanозначает слизь . Однако, объясняя этимологию слова, Вандуй пишет: Bad-kan: bad— вода и kan— земля, вместе они обозначают области земли и воды тела и в иных значениях не употребляются [8, с. 352], А также: Это термин для обозначения сферы земли-воды тела с учетом ее сущности [Там же]. Основным свойством ма-хабхуты земля Васубандху называет удержание, ма-хабхуты вода — сочетание, а проявлением их — соответственно твердость и влажность [15, с. 21-22]. Лобсан Рабгэй полагает, что коллоидные массы из неорганических солей и воды эквивалентны образованиям слизи, а жиры и карбогидраты являются ее активными образованиями [102]. Это первый уровень значения термина bad-kan, или его буквальный смысл.
П.А. Бадмаев определяет систему слизи как слизи-сто-серозную и млечно-лимфатическую [22, с. 17]; Э.Г. Базаров и Т.А. Асеева — как регулирующую активность тканей и органов и рассматривают ее в связи с обменными процессами [25, с. 9 ].
Однако я полагаю, что данных для прямого (линейного) соотнесения системы слизи с какой-либо системой или группой систем, выделяемых современной медициной, не имеется и говорить в этом случае можно лишь о частичном пересечении полей терминов разных медицинских систем — тибетской и современной европейской. На уровень же словесного смысла интересующего нас термина мы можем выйти вслед за тибетскими авторами, учитывая функции слизи в организме:
Слизь приумножает тело и ум; препятствует засыпанию; сочетая суставы костей, обеспечивает их связь; продлевая чистую нить [сознания], увеличивает терпение в делах и способность переносить [причиняемый телу-уму] вред; обеспечивает белизну и мягкость всех внешних и внутренних частей тела [11, II, 5, л. 55а].
На уровень истинного смысла термина bad-kan, или на уровень диагностирования и корригирования слизи, можно выйти, учитывая ряд ее характеристик:
а) количественную характеристику слизи — три собственные горсти [11, II, 4, л. 306]. Здесь горсть — это то, что получается при соединении двух ладоней [Там же, л. ЗОа ];
б) цвет: слизь темно-красного цвета с белым осадком [12, 14, л. 36];.
в) локализацию: слизь, имея опору в мозге, локализуется в верхней части тела, [ее расстройства], начинаясь на коже, распространяются на мясо [1, I, 3, л. 66];
г) пути циркуляции: питательный сок, мясо, жир, костный мозг, семя, кал, моча, нос, язык, легкие, селезенка, желудок, почки, мочевой пузырь [1, I, 3, л. 66];
д) свойства, качества неизмененной слизи: «1) бледная, 2) белесая, 3) весьма далекая от жара, 4) жирная и холодная, 5) не имеет природы остроты, жесткости и подвижности, 6) тяжелая, 7) тупая, 8) мягкая и 9) плотная, 10) густая, поскольку в ней очень много пасты; очень жирная и другие шесть характеристик суть особые свойства только слизи» [11, II, 5, л. 576];
е) психосоматику (см. гл. 3);
ж) классификацию: слизь подразделяется на пять видов: 1) поддерживающая (rten byed), 2) разлагающая (myag byed), 3) осуществляющая внушение (myag byed), 4) удовлетворяющая (tshim byed), 5) соединяющая Cbyor byed) [1, II, 5, л. 536];
з) распределение функций слизи по пяти видам:
«1) поддерживающая слизь локализуется в желудке, осуществляет поддержку начальной разлагающей и других (слизей), а в частности — удовлетворяет потребности тела при неприятии питья и исполняет другие сходные с водой функции;
2) разлагающая слизь локализуется в непереваренной части (пищи) в верхней части желудка. Функция ее — тщательно разлагает находящиеся в пищеводе пищу и напитки и сбраживает их в густую и клейкую массу;
3) осуществляющая вкушение слизь локализуется на языке, различает шесть вкусов, обеспечивает вкушение; 4) удовлетворяющая слизь локализуется в голове. Наполняя глаза и другие органы чувств, удовлетворяет;
5) соединяющая слизь, локализуясь во всех суставных влагалищах, осуществляет функции взаимного соединения суставов, очищения их и подвижности в местах соединения» [11, II, 5, л. 57а];
и) подъем слизи весной, к ночи либо под утро [1, 1,3, л. 66].
Короче, семантика термина bad-kanв медицине раскрывается с учетом трех уровней содержания соотнесенного с ним понятия.
1. Значение буквального смысла термина: Слизь — это те элементы тела, которые отвечают за удержание всех элементов тела во взаимном единстве и сочетание, или связь, тела в единое целое. Каналы связи удерживают от несвоевременного распада части тела, болезненные основы, составляющие, нечистоты и все другие [компоненты] [11, II, 4, л. 366].
2. Значение словесного смысла термина: Слизь — система стабилизации основных функций, тканей и энергетики тела и обеспечения связи между его элементами.
3. Значение истинного смысла термина: Слизь — система управления всеми функциями организма, направленными на стабилизацию его внутренней среды.
Читайте: |
---|
Известные люди Тибета:
Интервью с Э. МулдашевымЭрнст Рифгатович, каков главный итог последней тибетской экспедиции? - Мы пришли к убеждению о существовании на Тибете самой большой группы пирамид в мире. Ти... |
Его Святейшество Сакья Тризин о себе и своих учителях21 мая 2010 года по приглашению Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче в Россию прибывает 41-й патриарх школы Сакья Его Святейшество Сакья Тризин. Глава ... |
Его Святейшество Кармапа об «отказе от Дхармы» и преодоленПриведенные ниже наставления были даны Его Святейшеством 17-м Кармапой Оргьеном Тринлеем Дордже в дни 27-го Молитвенного фестиваля линии Кагью (Кагью-Монлама)... |
Халха Джецун Дамба Богдо-геген Ринпоче IXВ конце октября 2009 года исторический светский и духовный лидер монгольского народа и один из самых авторитетных и почитаемых учителей тибетского буддизма, д... |
Учитель из ЛадакхаДоктор буддийской философии, профессор геше Джампа родом из Ладакха. Свое обучение он начал в этой провинции в одном из буддийских монастырей. в начале 70-х о... |