СЕМАНТИКА ТЕРМИНА RTSA
Тибет - Тибетская медицина |
Обычно тибетское rtsaна европейские языки переводят как вена , пульс , канал , сосуд . Все эти четыре варианта перевода вполне допустимы, но каждый из них только в узко специальном контексте, что, к сожалению, очень редко учитывается переводчиками. Так, например, перевод этого термина словом вена возможен лишь в том случае, когда речь идет о движении крови по так называемым инертным черным каналам (не пульсирующим), но ни в каких других случаях. Но при таком переводе упускается из виду, что венозная система, по тибетской классификации, входит как одна из составляющих в систему rtsaи что система rtsaвенозной системой не ограничена, что этим термином обозначено более общее понятие. Какое же?
Вообще говоря, слово rtsa(аналог санскритского naid) в буквальном смысле означает канал , и, описывая систему каналов в человеческом теле, Санчжэй-Чжамцо пишет: Это [человеческое] тело не является однородной массой, но пребывает как некое целое, будучи пронизано решеткой или клубком каналов [11, II, 16, л. ЗЗа]. Вандуй поясняет: Путем разветвления каналов создавая корень всего тела, находящиеся в корне жизни каналы суть двух видов: кверху расходятся рождающиеся из канала жизни черные каналы, пронизывают [тело] донизу рождающиеся из мозга белые каналы [8, с. 463]. Судя по описаниям [8, с. 647], черный канал жизни , о котором здесь идет речь, это система аорта — нижняя полая вена.
Черные каналы — это данное на основании их цвета общее название всех видов связанных с сердцем каналов, движущих кровь во внешних и внутренних частях тела... Есть два вида черных каналов, движущих кровь внутри [тела]: [1] пульсирующие каналы ['phar rtsa], движущие [кровь ] вниз через сердце и [2 ] инертные каналы [sdod rtsa] движения крови вверх через печень. Охватывая все внешние и внутренние части тела, они проводят соки пищи. Поскольку пульсирующие каналы связаны с сердцем, они уязвимы. Каналы инертной связи с печенью служат основой для кровопускания. Будучи внутри черного цвета, они [все] называются черными каналами [8, с. 467-468].
Белые каналы — расходящиеся от белого канала жизни, каналы, осуществляющие контроль над органами чувств, подобно прожилкам в древесном листе охватывают все внешние и внутренние [части ] тела и движут ветер внутри. Из-за белого цвета они названы белыми каналами [8, с. 464]. Здесь белый канал жизни — это данное на основании его функций и цвета название для нервного [ствола], расположенного внутри позвоночного столба и проходящего от мозга и до копчика [8, с. 647 ].
Как указывает Санчжэй-Чжамцо, эти и другие каналы имеют огромное значение, и их количество непостижимо [11, II, 4, л. ЗЗа].
Однако следует также учитывать, что буквальное значение слова rtsaне передает всего содержания понятия, этим словом обозначаемого. Так, второй уровень значения слова rtsaили его словесный смысл — это пульсация канала, где обязательное, кроме одного случая, определение канала пульсирующий становится частью содержания самого слова: если мы имеем в виду канал — это канал пульсации, если мы имеем в виду пульсацию — это пульсация канала, или пульс, как обычно это слово переводят. И, обращая внимание читателя на необходимость учитывать оба уровня значения термина, Санчжэй-Чжамцо пишет: Если в медицине говорить по существу об Авадхути, Расане и Лалане (это названия трех основных каналов пульсации в теле человека, речь о них пойдет ниже. — В.П.) с их окружением в соответствии с тем, как они описаны в разделе тантр... [их] скрытые свойства прежними поколениями по большей части применялись для целей созерцания, а в обыч - ном теле, утверждалось, их нет; если же и есть, то в теле умершего они непосредственно не наблюдаются. Так же и пульсации [rtsa ], и тенденции [thig le, bindu ], являясь опорой мысли и наличествуя у живого [человека], со смертью вместе с сознанием исчезают, говорят, подобно радуге осенью... [Но] подобно тому, как мы говорим о грубых [механизмах], следует говорить и о тонких механизмах как о двух сторонах одного и того же; так, канал жизни, или Авадхути, — все это изначально имеет грубое формирующее содержание [11, II, 4,1 л. 336]. Подчеркивая прямую связь понятий канал и пульсация , обозначаемых одним термином rtsa, Сан-чжэй-Чжамцо далее говорит: У этого тела при зачатии в матке все пульсации суть только формирующие пульсации, и от этих пульсаций, [сконцентрированных ] в середине пупа, отходят три бесподобных острия (пульсирующие каналы — Авадхути, Лалана и Расана. — В.Л.) [11, II, 4, л. 346].
Истинный смысл понятия, соотнесенного с термином rtsa, постигается на уровне управления, когда метод (thabs) и интуиция (shes-shes rab) силою Расаны и Ла-ланы движут элементы пробужденной мысли (byang sems) [11, II, 4, л. 346], однако описание этого движения, как относящегося не собственно к медицине, а к связанной с ней йогической практике, в мои задачи не входит. Глава 4 ч. II сочинения Санчжэй-Чжамцо [11], в которой приводятся отдельные элементы этой практики, мало что проясняет, но интересующиеся этой темой могут обратиться к [95]. Здесь же отмечу, что пробужденная мысль , движение которой связывают с пульсацией, наделяется именем принцип жизни (Ыа) [11, II, 4, л. 436] и что вся система тибетской медицины, как мы увидим ниже, в первую очередь направлена на коррекцию состояния трех болезненных основ (nad dzhi) человеческого тела, тех основ, которые являются опорой трех типов пульсаций и показателем состояния которых служит пульс . Опосредованно выход на постижение истинного смысла пульсации, т.е. на практическое ее узнавание в лицо [ngos bzung ba — диагностирование], с последующим корригированием измененных болезненных основ достигается с помощью знаний и методов, изложенных в 13 пунктах Сутры о пульсации в Заключительной Тантре или в И пунктах Ютогбы [18]. Поскольку 13 пунктов Сутры о пульсации описаны во многих работах, за основу изложения темы пульсации я возьму 11 пунктов Ютогбы. Однако ввиду того, что этот термин впервые встретился в приведенной выше цитате, необходимо дать обоснование переводу термина blaсловами принцип жизни, так как толкование этого термина исследователями отнюдь не однозначно. Обычно термин blaпереводится как душа , но материал текстов, мне думается, не дает оснований для такого перевода. Вандуй и цитируемый им Дэумар Гэ-шей Данзын Пунцог здесь категоричны: Это один из многочисленных терминов для [определения] жизни [srog] ... Bla — это термин, включающий [значение понятий] жизненного потенциала [tshe], теплоты [drod] и сознания как опор [жизни] [8, с. 382]. Именно такое понимание термина blaдает основание для предлагаемого мною перевода.
Теперь обратимся непосредственно к пунктам Ютог-бы. Они следующие: 1) причина пульсации; 2) сущность пульсации; 3) этимология слова; 4) классификация пульсаций; 5) рекомендации по предварительным условиям для исследования пульсации; 6) сущность исследования пульсации; 7) постоянная пульсация; 8) сезонная пульсация; 9) заключение о болезни по пульсации; 10) постановка диагноза по текущим предсказаниям о факторах отвращающих и угнетающих; 11) пульсация признаков смерти [18, с. 181].
Исходя из логики нашего исследования, в данной части книги следует рассмотреть только п. 3 Ютогбы. В ч. II будут рассмотрены п. 1,2 и 4 и в ч. III — п. 5-11.
Итак, этимология слова rtsa.
Ютогба пишет: Поскольку она является корнем [rtsa ba] рождения тела, корнем становления и корнем неизбежной смерти, она названа пульсацией [rtsa]... Из-за связи с корнем — пульсация [18, с. 181 ].
Санчжэй-Чжамцо подтверждает: Поскольку [они] являются как бы корнем, на котором держится жизнь, они носят название каналов-пульсаций [жизни] .
По-видимому, предлагается Ютогбой этимология слова rtsaкак производного от rtsa baимеет под собой реальную историческую основу — скорее всего, именно логическую связь понятий rtsaи rtsa baучитывали первые переводчики (Вайрочана и др.) и создатели тибетской научной терминологии, ставившие цель передать значение указанных понятий словами тибетского языка.
Читайте: |
---|
Известные люди Тибета:
Буддийская монахиня Силиана Боса: Лама Сопа Ринпоче всегдВ Лагани проходит выставка священных буддийских реликвий. Там для жителей близлежащих районов Калмыкии и калмыков Астраханской области будет развернута выстав... |
С неба спустились Будды: о визите Сакья Тризина Ринпоче вШаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче назвал визит Его Святейшества Сакья Тризин Ринпоче благоприятным знаком для Калмыкии. Пятидневная программа держателя ... |
Автобиография Далай-ламыАВТОБИОГРАФИЯ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ДАЛАЙ-ЛАМЫ ТИБЕТА СВОБОДА В ИЗГНАНИИ Предисловие Для различных людей «Далай-Лама» означает разное. Для одних это значи... |
Буддизм в России. Интервью с Тэло Тулку Ринпоче на радиоТранскрипт интервью, опубликованный на сайте радио Эхо Москвы: ОЛЬГА БЫЧКОВА: Добрый день, это программы Мы . У микрофона Ольга Быкова. Сегодня наш гость ... |
Интервью с Его Святейшеством Сакья ТризиномВ конце мая 2010 года Его Святейшество Сакья Тризин, глава школы Сакья тибетского буддизма, посетит Россию по приглашению Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку ... |