Культура и традиции Тибета:

Поиски решения

News image

Его Святейшество Далай-лама и тибетское правительство в изгнании стараются наладить мирные переговоры по поводу урегулирования тибетского вопроса. Хотя Китай не ко...

Цам - танцы гневных буддийских божеств

News image

Являясь частью крупномасштабных ритуалов, костюмированные танцы мистерии «Цам» (тиб. «Чам») уходят корнями в древние церемонии, исполняемые священнослужителями добуддийской тибетской традиции бо...

Далай-лама: «Свободному демократическому Тибету не ну

News image

Верховный духовный сан Далай-ламы должен быть упразднен, если Тибет обретет автономию и станет демократической страной», – заявил духовный лидер тибетского на...




Оракул Далай-ламы

Тибет - Туристический путеводитель

  оракул далай-ламы

ОРАКУЛ ДАЛАЙ ЛАМЫ

Слово «оракул» вызывает у нас в памяти, прежде всего Древнюю Грецию, знаменитый оракул в городе Дельфы. Далеко не все знают, что были оракулы и в Тибете – были и есть сейчас. Оракул – живой и вполне «нормальный» человек, с ним можно общаться. Посчастливилось сделать это и нашему корреспонденту Татьяне Правоторовой. В минувшем году по личному приглашению президента Кирсана Илюмжинова Калмыкию посетил лама Тубтен Нгадуб Кутен Ринпоче – оракул Его Святейшества Далай-Ламы XIV. Затем он несколько дней провёл в Москве, где встречался с московскими буддистами, и по приглашению Центра ламы Цонкапы прочёл лекцию о Дхарме. Тогда и состоялась его встреча с корреспондентом «Науки и Религии».

- Кутен Ринпоче, в России никогда не было такого явления, как оракул. Наша история знала святых, обладавших пророческим даром; сейчас у нас появилось много различного рода предсказателей, утверждающих, что они тем или иным способом могут увидеть будущее. Чем они отличаются от оракула?

- Увидеть будущее можно различными способами. Астролог, например, узнаёт о нём благодаря своим вычислениям. Пророк благодаря своему особому дару моет увидеть или как-то по-иному воспринять картины будущего. Оракул – это Дух (иногда несколько Духов), который выбирает определённого человека свои проводником. То есть это как бы две составляющие: Дух и его проводник.

- Может быть, читатели лучше поймут вашу мысль, если вы расскажете историю Оракула, которого вы представляете?

- Я – проводник Нэйчунгского Оракула, который всегда был теснейшим образом связан с Авалокитешварой. Есть несколько традиций его истории: некоторые из них настолько священны, что для того, чтобы их услышать, необходимо получить особое посвящение. Я расскажу вам общепринятую версию.

Впервые этот Оракул проявил себя во время правления царя Сонгцен Кампо, который первым предпринял попытку распространить в Тибете буддизм. Но в этот период силы зла имели над Тибетом слишком большую власть, и попытка Сонгцен Кампо не удалась. Лишь почти два века спустя царь Тисонг Деуцен решился возобновить её и пригласил из Индии знаменитого буддийского мастера Ачарью Шантаракшиту. Прибыв в Тибет, он ощутил, что для победы нал злом необходим другой, более великий Учитель и посоветовал пригласить из Индии Падмасамбхаву.

Падмасамбхаве действительно постепенно удалось усмирить злые силы и утвердить в Тибете буддизм. В центре Тибета он основал монастырь Самье, который должен был стать оплотом Учения. Но он видел, что язычество и злые не побеждены окончательно и Тибет нуждается в могущественном защитнике Дхармы, который имел бы связь с Авалокитешварой. Он решил, что им может стать царь Пехар, находившийся тогда в Захоре, недалеко от границы современной Монголии. Однако подчинить его Дхарме было трудно. Падмасамбхава понял, что сделать это сможет только сын Тисонг Деуцена – Муниценпо. Для этого он должен будет поднести особые дары (коралл, бирюзовую статуэтку Тары и некоторые другие), которые пленят ум царя. Но одних человеческих сил было недостаточно, и принцу Муниценпо помог Тумерзин (манифестация Намтэ), вручив ему своё Красное Копьё для подношения царю Пехару. Миссия Муниценпо увенчалась успехом, и царя Пехара удалось привлечь в Тибет.

Монастырь Самье был построен в виде большой мандалы, вокруг каждого из концов которой было выстроено по храму. В одном из них должен был обитать Пехар, став Оракулом. В монастыре переводили книги с санскрита на тибетский, и лучшим переводчиком был Вайрочана. Однажды во время прогулки в окрестностях монастыря он увидел дерево ивы, из которого возникали разнообразные видения. Вернувшись, он описал их Падмасамбхаве, и тот на их основе сделал предсказание, что на этом месте в будущем должен быть построен новый храм для Пехара. Поскольку дерево ивы было небольшое, он назвал это место Нэйчунг: «Маленькое место», то есть небольшая обитель для Пехара.

Примерно три века спустя лама Шанг из небольшого монастыря школы Кагью, поклонявшийся Пехару, как-то отказался исполнить его волю и, более того, выбросил ящик с реликвиями Пехара в реку. (Впоследствии лама Шанг напишет книгу, в которой он раскается в своём непослушании Пехару.) В ту пору монастырь Дрейпунг, сыгравший огромную роль в истории Тибета, ещё носил название Деянг. Его настоятель Жанчунг Палдэн провидел поступок ламы Шанга и заранее послал слугу выловить из реки ящик с реликвиями. Настоятель предполагал, что благодаря им Деянг может стать новым местопребыванием Пехара. Однако слуга, доставивший ему реликвии, рассказал, что первоначально вытащенный из реки ящик был неимоверно тяжёлым, но когда он добрался с ним до ивового дерева, из ящика вылетел голубь и сел на ветвь, после чего ящик сразу утратил свой вес. Это было то самое место, о котором пророчествовал Падмасамбхава. Настоятель понял, что Дух Пехара остался на дереве, и подивился, что он выбрал для себя такую маленькую обитель, но основал на этом месте монастырь Нэйчунг. Таким образом, и возникла связь между монастырём Дрейпунг и Нэйчунгским Оракулом.

В дальнейшем эта связь укрепляется, так же, как и связь с Далай-Ламой, так как четыре первых Далай-Ламы были из монастыря Дрейпунг, и Нэйчунгский Оракул становится любимым защитником монастыря. Первый проводник, через которого вещал Нэйчунгский Оракул, появился при Далай-Ламе II. Великий Далай-Лама V объединил светскую и духовную власть в Тибете и закрепил за ним двух основных защитников – Нэйчунгский Оракул и Чёрного – Палдэн Лхамо. Тесная связь Нейчунгского Оракула и Далай-Ламы продолжается и по сей день.

- А как вы стали оракулом?

- Моя история доказывает, что Нэйчунгский Оракул сам выбирает, кому быть его проводником. В тибетском буддизме существует и другая традиция, в которой высокий лама приказывает человеку войти в транс и предоставить своё тело Духу… Я – четырнадцатый в линии преемственности Нейчунгского Оракула. После смерти моего предшественника в Дхарамсале в 1974 году стали пытаться, как это принято в нашей традиции, определить местонахождение нового проводника.

- Разве проводник не обязательно должен находиться в Нэйчунгском монастыре?

- Нет. Только я и мой предшественник уже были в этом монастыре, когда Оракул начал проявлять через нас вою волю. Другие проводники были из других частей Тибета, один даже был правительственным чиновником. Но как только кого-то признают проводником Нейчунгского Оракула, он обязан стать монахом Нейчунгского монастыря, а затем его настоятелем.

Я родился в Тибете в 1958 году, в 1966 году мне удалось бежать оттуда и через Бутан добраться до Индии. После этого я со своей семьёй поселился в Дхарамсале, где занимался строительством дорог и другими работами, как и большинство здешних тибетцев. Но в 1978 году у меня возникло сильное желание стать монахом Нейчунгского монастыря, который теперь находится в Дхарамсале, и меня туда приняли. К моменту смерти моего предшественника я был мастером религиозных церемоний Нейчунгского монастыря. Тем не менее, Оракул никак не проявлял себя в течение целых трёх лет, и Далай-Лама даже составил специальную молитву о скорейшем обретении нового проводника. В 1987 году Его Святейшество Далай-Лама XIV давал учение по всем направлениям Лам-Рима, поэтому Дхарамсале собрались настоятель и монахи, как монастыря Семье, так и монастыря Дрейпунг (теперь он находится на юге Индии). Как вы помните, оба они имеют особую связь с Оракулом. Представители монастыря Дрейпунг настояли, чтобы перед статуей Оракула были проведены все необходимые церемонии, так как, несмотря на отсутствие проводника, надеялись получить какой-либо знак. 31 марта 1987 года во время церемонии, в которой я отвечал за подношение благовоний, я неожиданно для себя вошёл в состояние транса. Это было подобно электрошоку. По-тибетски этот первый спонтанный транс называется Ше сик – «узреть лицо Оракула». Так что, как видите, меня и моих предшественников избрал сам Нэйчунгский Оракул.

- Вас сразу же объявили новым оракулом?

- Нет. Далай-Лама долго беседовал со мной. В частности, он расспрашивал о трансе и о знаках, которые были у меня перед ним, затем посоветовал мне провести особое трёхмесячное затворничество. Только 4 сентября 1987 года было официально объявлено, что найден очередной проводник в линии преемственности – единственный проводник, так как у Нейчунгского Оракула, в отличие от некоторых, проводник может быть только один.

- Вы не смогли бы рассказать о состоянии транса? Вы сохраняете связь с внешним миром? Каковы ваши ощущения, как вы воспринимаете Оракула?

- В начале транса я ещё слышу пение участников церемонии, затем оно пропадает, и у меня появляется ощущение полёта. Затем я полностью утрачиваю всякое ощущение внешнего мира и самого себя. В момент транса действую не я, а Оракул, поэтому я ничего не воспринимаю и ничего не помню.

- Кутен Ринпоче, это ваш второй визит в Россию за последние несколько лет. Вы были в Москве, посетили традиционные буддийские районы России. Каковы ваши впечатления? Каким вам представляется будущее России и буддизма в России?

- Я думаю, что будущее России, так же как и будущее любой страны, связано не только с успехами в сфере экономического роста, но и с успехами в сфере роста духовного. Я заметил, что за последние годы в России ощутимо прибавилось религиозной свободы. Прибавилось также знаний о религии и уважения к ней. Вчера, когда я пришёл почитать лекцию людям, интересующимся буддизмом в Москве, я был приятно удивлён тем, что зал встал при моём появлении. Меня также радует тенденция к развитию взаимопонимания и сотрудничества между четырьмя традиционными религиями России. Различные религии могут быть уподоблены различным блюдам. Как вы можете судить о вкусе блюда, если даже не пробовали его? Поэтому очень важно изучать не только свою собственную религию, но и другие, чтобы суметь воспользоваться тем ценным. Что несёт в себе каждая из них. Если все эти процессы будут успешно развиваться, и Россию, и российский буддизм ждёт очень хорошее будущее.

Кроме того, я полагаю, ситуация с буддизмом в России и во всём мире связана с положением буддизма в Тибете. Обратите внимание: численность буддистов в мире в сравнении с численностью последователей других религий невелика, а ведь Учению Будды Шакьямуни более 2,5 тысяч лет! Но буддизму всегда было чуждо миссионерство. Буддийский мастер никому не предлагает своё учение, а тем более не навязывает ему. Он даёт его только по просьбе ученика. Поэтому буддистов так немного, и окончательное уничтожение буддизма в Тибете будет ощутимым ударом для буддистов всего мира. А ведь современному миру, полному конфликтов и противоречий, так нужно глубокое и миролюбивое Учение Будды, ставящее своей целью счастье всех живых существ. Поэтому мы, тибетцы. Просим о помощи. Нам нужна и моральная, и политическая поддержка, подобная той, которую оказали парламентёры ряда европейских стран и Конгресс США. (Резолюции, призывающие Китай соблюдать права человека в Тибете, были приняты Европейским Парламентом, а также парламентами ФРГ, Италии и Австралии. 28 октября 1991 года президент США Дж. Буш придал силу закона резолюции Конгресса, согласно которой Тибет признаётся оккупированной страной, а его законными представителями – Далай-Лама и Тибетское правительство в изгнании.)

Помощь России имеет для нас особое значение, ведь между нашими странами существует давняя духовная связь. Бурятия, Калмыкия, Тува подарили буддизму много выдающихся мастеров. А ваш замечательный соотечественник Агван Доржиев был даже учителем самого Далай-Ламы XIII.

- Что бы вы, как буддийский мастер, могли посоветовать буддийским и не буддийским читателям нашего журнала?

- Любая буддийская практика всех уровней содержит в себе три этапа. Начало – это порождение в себе добродетельного помысла, правильной мотивации: вы развиваете в себе желание совершить что-то во благо всех живых существ. Затем следует само благое деяние… И на завершающем этапе – посвящение своих благих деяний благу всех живых существ. Любой человек может использовать это в своей повседневной жизни. Например, учитель перед началом своего рабочего дня может развить в себе сильное стремление сделать сегодня как можно больше полезного для своих учеников. Затем прийти в школу и постараться этого добиться. В конце дня вспомнить о всех своих поступках и похвалить себя за всё хорошее, что было совершено и пожелать, чтобы благодаря этому ваши ученики стали совершеннее и счастливее. Попробуйте практиковать это, и я уверен, что ваша жизнь и жизнь окружающих вас людей постепенно будет меняться к лучшему.

Беседу вела Т. Правоторова.

Приложение:

Кутен – «сосуд для духа»;

Ринпоче – достигший освобождения, но вновь воплотившийся в этом мире из сострадания к живым существам

Дхарма – Учение Будды

Авалокитешвара – божество любви и сострадания, покровитель и защитник Тибета; Далай-Лама – его земное воплощение.

Намтэ – Защитник Дхармы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные люди Тибета:

News image

Интервью с Э. Мулдашевым

Эрнст Рифгатович, каков главный итог последней тибетской экспедиции? - Мы пришли к убеждению о существовании на Тибете самой большой группы пирамид в мире. Ти...

News image

Учитель из Ладакха

Доктор буддийской философии, профессор геше Джампа родом из Ладакха. Свое обучение он начал в этой провинции в одном из буддийских монастырей. в начале 70-х о...

News image

14 лет в затворничестве: интервью с буддийской монахиней Т

Опубликовано в журнале Cho Yang, the Voice of Tibetan Religion and Culture Тензин Пелмо — англичанка, которая отправилась в Индию в 1964 году и стала одной и...

News image

Интервью с Его Святейшеством Сакья Тризином

В конце мая 2010 года Его Святейшество Сакья Тризин, глава школы Сакья тибетского буддизма, посетит Россию по приглашению Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку ...

News image

17-й Кармапа о возвращении в Тибет: “Даже если придется жд

В Дхарамсале, где находится резиденция тибетского правительства в изгнании, многие убеждены, что 17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже - это будущее тибетской по...

Последние истории:

Начал о Тибете! Читайте, высказывайтесь!!!

News image

НЕПАЛ - ТИБЕТ. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЗАПАД*). *) «Путешествие на Запад» - Роман Китайского монаха У Чэнь-эня (Династия Мин). Повествует о путешествии из...

В поисках силы

News image

Я начинаю свой дневник. Нас трое, мы едем в Тибет. В Непале революция, а мы едем через Катманду. Только что целых 20 минут пробыли в аэропорту Арабс...

Секреты медицины:

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

  Они суть: кровопускание, прижигание, компрессы, ванны, массаж. К немедикаментозным методам лечения относят также подробно не описываемые в Четырех...

More in: Тибетская медицина

Авторизация



Достопримечательности Тибета:

Миндролинг

News image

Неподалёку от развалин Джампалинга расположен монастырь Миндролинг, один из важнейших центров школы Ньингма, древнейшей среди школ тибетского буддиз...

Монастырь Дрепунг

News image

Монастырь Дрепунг в пригороде Лхасы в Тибете, (около 10 км от города) — самый крупный буддийский монастырь и университет школы гелуг тибетского будд...

ОЗЕРО НАМ-ЦО

News image

Три дня спустя, взяв напрокат машину и закупив необходимые продукты, мы отправились но одно из красивейших озер мира — Нам-Цо. Старинное название оз...

Самье

News image

Первой целью нашего пути будет древнейший монастырь Тибета Самье, построенный королём Трисонг Деценом более чем 1200 лет назад. Его возведение стало...

Монастырь Чиу Гомпа (Птичий монастырь)

News image

Возвышаясь над бирюзовой гладью священного озера Манасаровар, вблизи поселка в котором мы остановились на ночлег, находится монастырь ,который назыв...

Кайлаш: святыня Тибета

News image

С древних времен монахи и отшельники, йоги и старцы отправлялись в уединение природы для молитв и медитаций. Овеяны легендами и мифами, историями о ...

Озеро Ямдрок Цо

News image

Далее наш путь продолжится на запад, и очень скоро асфальтовое покрытие дороги неожиданно закончится. С этого момента и до самого окончания путешест...

Монастырь Сера

News image

Сэра или Сера — монастырь в пригороде Лхасы в Тибете (около 10 км от города), один из самых крупных буддийских монастырей и знаменитый университет ш...

Баркхор

News image

Окружая Джоканг со всех сторон, проходит один самых священных для тибетцев путей паломничества, который они обходят, двигаясь в направлении часовой ...