Культура и традиции Тибета:

Тибетское правительство в изгнании

News image

В 1959 году Его Святейшество Далай-лама на основе современных демократических принципов воссоздал в Индии тибетское правительство в изгнании. 2 сентября 19...

Тибетский буддизм

News image

Тибе тский будди зм — (ранее также некорр. ламаи зм[1]) — региональное направление в буддизме, характерное для Тибета и прилегающих об...

Китайские власти ужесточают ограничения религиозной ж

News image

Китайские чиновники в Тибете рекрутировали более 140 молодых тибетцев для исполнения традиционных танцев на Олимпийских играх в Пекине, в то же...

Главная - Отзывы - Дорога на Кайлаш



Дорога на Кайлаш

Тибет - Отзывы и истории

  дорога на кайлаш

Часть 1

НА ЗАКРЫТОЙ до середины прошлого века для иностранцев территории когда-то, согласно легендам, жили святые, творили чудеса настоящие маги и волшебники, обладавшие способностью летать и находиться в нескольких местах одновременно, не говоря уже о ясновидении, невосприимчивости к холоду, умении материализовывать предметы буквально из воздуха. У кого-то из них две тысячи лет назад якобы учился чужестранец-иудей по имени Иса.

ЕЛЕНА Блаватская, всемирно известный мистик, и художник Николай Рерих верили, что где-то в горах Тибета незримые силы охраняют вход в Шамбалу — таинственную страну, где хранится Истинное Знание, где сосредоточены святые Силы Земли и откуда в трудные минуты приходит помощь в виде озарений, подсказок и даже конкретных людей (всем, наверное, приходилось слышать сообщения вроде: «Провалившихся под лед детей спас случайный прохожий, который тут же ушел, пожелав остаться неизвестным»).

Жизненный путь Григория Распутина, что сыграл не последнюю роль в том, что произошло с Россией в 17-м году, не раз пересекался с судьбой бурятского врача, знатока тибетской медицины Петра Бадмаева. Последний с помощью трав и заклинаний вытаскивал старца с того света и избавлял его от разных болячек. Некоторые исследователи Третьего рейха утверждают, что Гитлер и его ближайшие соратники не раз снаряжали на Тибет экспедиции за секретными знаниями, дающими власть над миром и людьми, рецептами бессмертия и прочим, и даже вывезли в Германию (а в конце войны — в Южную Америку) несколько десятков монахов — черных магов. И наконец, священная гора Кайлас — согласно представлениям сразу пяти восточных религий духовный центр Земли — тоже находится в Тибете.

Согласитесь, что после такой информации трудно удержаться от соблазна съездить в Тибетские Гималаи, чтобы самому все увидеть, понюхать, потрогать…

Закрытая территория

АБСОЛЮТНО ошибочно полагать, что только в одних русских заложены тяга к поиску смысла жизни и особая жажда духовности, а другим остается только: американцам — трескать гамбургеры и толстеть, а немцам — заедать пиво сосисками и пукать. На самом деле в Тибете полно немцев с американцами, японцев с корейцами и прочего народа, навьюченного огромными рюкзаками и периодически глотающего таблетки от кишечных расстройств и горной болезни. Не факт, что все эти люди приезжают в страну за мистическими откровениями, но даже то, что они, в принципе не знающие, что такое «удобства во дворе», перебои с горячей водой и отоплением, все же едут да еще платят за это немалые деньги, вызывает уважение.

Тибет — страна высокогорная (средняя высота над уровнем моря — 3 тыс. метров), а потому по большей части бесплодная. Перевалы, долины, снова горы. Лишь изредка по берегам рек возникают какие-то очаги земледелия, теплится жизнь вокруг столицы Лхасы да еще нескольких относительно больших городов и поселков городского типа. А так — можно сутками трястись в машине, но ничего, кроме песка, камней и редкой жесткой травы, не видеть. Тем не менее эти унылые пейзажи могут быть потрясающе красивы. То зависнут облака над головой так низко, что, кажется, их можно достать рукой. Окрасятся горы светом заходящего солнца в нереальные лилово-розово-голубые тона (в точности как на картинах Рериха). Или неожиданно возникнут барханы чистейшего морского песка — это на высоте в 4 тысячи! А еще огромные звезды. И очень близкая Луна…

Местным жителям, правда, не до красот. Тибетцы живут в кочевых шатрах либо в домах, сложенных из глиняных кирпичей или камней. Ни стекол, ни даже пленки в окнах нет — такая вот естественная вентиляция. Туалет — выложенный из камней в половину человеческого роста загон — невдалеке от дома. Понятно, что при постоянном пронизывающем ветре, да еще в мороз под минус тридцать, не до эстетики. Погодные условия в Тибете жуткие, поэтому у многих взрослых и детей на скулах, носах, щеках пятна бурого цвета — последствия неоднократных обморожений. Одеты крайне бедно — грязные, рваные пиджаки, платья, а кочевники ни зимой, ни летом не расстаются с тулупами из шкур яков. Без яков в Тибете, наверное, вообще не было бы жизни: мало того что на них ездят и перевозят грузы, в ход идет все — от мяса, молока, костей и шкур до навоза, который собирают, скатывают в колобки, потом разминают в тонкие блины, сушат на солнце и топят им печи. Такого тепла, как дрова, они не дают, но местным жителям достаточно. Когда-то у этих людей было много своеобразных обычаев: например, несколько братьев могли брать в жены одну девушку на всех. Но теперь такого уже не встретишь.

Несмотря на суровые условия жизни и нищету, тибетский народ очень дружелюбный. Правда, таким он был не всегда. До того как в VIII веке в этой стране распространился буддизм, кочевые племена, исповедовавшие до этого религию бон, наводили ужас на всех.

Новые хозяева

ТИБЕТЦЫ рубились не только друг с другом, но и со всеми остальными: однажды в боевом запале дошли до Самарканда, не раз гоняли императоров Китая. Обида, вероятно, крепко засела в генной памяти китайских товарищей, потому что в 1950 году они без всякого предупреждения ввели войска и захватили Тибет, провозгласив его своей провинцией. Как водится, в процессе наведения коммунистического порядка 80% монастырей было разрушено, полтора миллиона человек из шестимиллионного населения уничтожено. Глава буддистов далай-лама XIV вскоре бежал в Индию, где живет до сих пор.

По всей стране разбросаны воинские части и контрольно-пропускные посты, где солдаты в военной форме на два размера больше нужного тщательно проверяют у иностранцев многочисленные разрешения на проезд по территории страны. Судя по личным впечатлениям, наибольшее подозрение вызывают американцы — в аэропорту китайские пограничники «шмонают» их дольше всех и даже конфискуют аудиокассеты с поп-музыкой и беллетристику.

Часть 2

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ в Тибете много, но все они одного плана: это действующие либо разрушенные буддистские монастыри. Особняком стоит Потала — дворец далай-ламы в Лхасе — величественное многоэтажное бело-красно-желтое здание, где хранятся огромные золотые ступы с прахом почти всех лам, которые правили страной, золотые статуи Будды и других святых, древние реликвии и рукописи, что не сумел взять с собой далай-лама XIV, когда бежал в Индию.

Следы на камнях

ЕСЛИ в Потале и паре других мест и присутствует какая-никакая роскошь, то рядовые монастыри откровенно бедны. Иначе и быть не может, поскольку существуют они исключительно за счет пожертвований из близлежащих деревень, и число монахов зависит от того, скольких могут прокормить местные крестьяне (а их самих кто-нибудь бы накормил). Внутри храмов только танки — буддистские иконы на бумаге с религиозными сюжетами, Будды в разных ипостасях да фигуры других святых… В некоторых монастырях хранятся следы их ног и рук, отпечатанные в камне. Тибетцы уверены, что этим титанам духа прошлого было вполне под силу сконцентрироваться до такой степени, чтобы своей энергией изменить материю.

В одной монашеской обители лежит огромный плоский камень со странной вмятиной посередине. Старик, который приставлен к этой святыне, рассказывает паломникам, что на этой плите летал йог Падмасамбхава, и позволяет прикасаться лбом к углублению, бормоча при этом специальные молитвы — мантры. Падмасамбхава — самый почитаемый в Тибете святой. По легенде, он родился из лотоса в Пакистане, обрел магические способности и считается бессмертным. В заслугу ему ставят то, что он принес из Индии и распространил в Тибете буддизм, сломав сопротивление приверженцев религии бон.

Бон, в отличие от гуманного буддизма, была под стать природе этого края — суровой, конкретной и жесткой. Служители бон знали, как с помощью заклинаний и обрядов управлять погодой: собирать или, наоборот, разгонять дождь, град, снег, воздействовать на животных и людей — лечить или, наоборот, сокращать их жизненный путь. Секрет в том, что все в мире подчинено закону вибраций, все — неодушевленные предметы и живая материя — вибрирует с определенной частотой. Магу остается только найти ключевую ноту, войти в резонанс, чтобы разрушать или, наоборот, созидать. По этому принципу работают и наши бабушки, которые заговаривают от ячменей, сглаза и прочих напастей.

Бон, как и буддизм, в изначальном своем варианте предполагала полное очищение от грехов и просветление, то есть достижение божественного состояния, но в процессе идеологической войны между двумя верованиями ламы бон были объявлены черными магами и выставлены в таком неприглядном свете, что от некогда могущественной религии сейчас почти ничего и никого не осталось. Кстати, еще один почитаемый святой отшельник — поэт и йог Миларепа, для того чтобы отомстить злым родственникам за обман, прошел обучение черной магии и с ее помощью уничтожил врагов. Потом, правда, раскаялся и стал духовным учителем (не утратив, однако, магических способностей, левитации, то есть парения в воздухе, и ясновидения).

В высокогорном монастыре нам показали пещеру, где несколько лет медитировал Падмасамбхава. В одной из внутренних каменных перегородок — сквозное отверстие. Монах не без гордости заметил, что это Падма прожег камень своим телом, когда летал туда-сюда. Что ж, в таком месте грех не помедитировать. Паломники расселись вдоль стены, закрыл глаза и я. Стало спокойно, темно и тихо. И вдруг — спустя минут пять — яркая вспышка света. «Неужели пришло то, к чему все так стремятся, — просветление?!» — пронеслось в голове. Увы, это всего лишь монах, который остался снаружи, обеспокоился тем, что иностранцы долго не возвращаются назад, повернул рубильник — и в пещере зажглась лампочка.

Между тем, электричество — единственное из благ цивилизации, чем обладает большинство монастырей. А так вместо дверей в иных монашеских кельях — какие-то тряпки. Согреваются в лучшем случае возле печек с горящими ячьими лепешками, но чаще — собственным дыханием. У Рериха есть картина, где монах, который сидит на вершине горы, жаром своего тела растапливает снег вокруг себя, — это у них называется «разжиганием внутреннего огня». В том монастыре особенно «порадовал» туалет, притулившийся на почти отвесной скале (высота 4700 м над уровнем моря): просто два каменных выступа рядом с тропой. Садишься к пропасти задом, к горе передом, порыв ветра посильнее — и полет с последующим скольжением по унавоженному склону обеспечен.

Странная гора

НЕСМОТРЯ на комичность некоторых ситуаций, места непростые. То после неудачной шутки в пещере отшельника голубая молния туриста ударит, то еще что-нибудь. В таких местах порой творились непонятные вещи: в ушах возникал странный шум, появлялось чувство легкости и пустоты, а все остальные звуки уходили на второй план, словно находишься в другом энергетическом поле. И было чувство, что мы здесь не одни, что нас слушают и наблюдают… Нечто похожее потом повторялось и за пределами Тибета.

В одной из таких пещер на берегу священного озера Манасаровар — то есть Осознания и Просветления — мы однажды заночевали. Когда-то в этой пещере обитали отшельники, после которых остались лишь тонкий слой соломы на полу да алтарь, вырубленный в стене. Меня положили у алтаря, другой участник экспедиции расположился у входа, третий дремал, сидя между нами. В итоге человек у входа проспал всю ночь относительно спокойно, проснувшись лишь один раз, как ему показалось, от чьего-то взгляда. Открыв глаза, он обнаружил, что на него смотрит в упор какая-то жуткая морда. Кто это был — человек или нет, — парень (у него, кстати, с головой все в порядке — занимается разведкой нефтезапасов для крупной западной компании) понять не успел. А я промаялся в спальнике на грани сна и бодрствования до рассвета. Какая только ерунда не лезла в голову — и только восход солнца заставил наваждение отступить.

Озеро Манасаровар — священное, тибетцы считают, что его освятил сам Будда, поэтому обход вокруг него способен не только напитать позитивной энергией, но и снять с человека грехи буквально на несколько жизней вперед. Индуисты уверены, что озеро — это душа бога Брахмы, а также место, где купались бог Шива и его жена Парвати. Кстати, часть праха великого индийского деятеля Махатмы Ганди была развеяна на его берегах.

Озеро глубиной более 70 метров по форме напоминает восьмилепестковый лотос и лежит в долине на высоте 4600 м над уровнем моря. А неподалеку расположено другое — Дьявольское, или Великое Черное, озеро, которое считается заряженным негативной энергией, и только шаманы, практикующие черную магию, да суровые последователи тантра-йоги заходят в него искупаться и набраться силы. Последним не страшна эта энергия. Как-то на рынке мне предлагали чашу для тантрических обрядов, сделанную из половинки черепа молодой девушки. Для тантриков это нормально, ведь все, что связано со смертью, не вызывает у них особенных волнений (еще бы, один из их обрядов — ночь рядом с трупом).

А в ста километрах от Манасаровара белой шапкой над другими горами высится Кайлас (или Кайлаш), священная гора для последователей сразу пяти религий: буддизма, индуизма, ламаизма, джайнизма, тибетского бон, не говоря уже о мистиках и эзотериках разного калибра. Чтобы увидеть вблизи это чудо природы, пришлось четыре дня трястись в джипе, ночевать в палатках, преодолевать высокогорные перевалы и разливы рек. Кайлас (высота 6714 м) еще называют Гора-Свастика: мало того что по форме гора напоминает ступенчатую пирамиду и имеет отчетливые вертикальные и горизонтальные полосы, она еще четко ориентирована по сторонам света. Из района Кайласа берут начало четыре реки, включая Инд и великую Брахмапутру, которые несут свои воды в направлении четырех сторон света — на Китай, Индию, Европу и Сибирь. Согласно тибетскому тантрическому буддизму, на Кайласе живет Демчок — гневная составляющая Будды Шакьямуни. Индусы верят, что Кайлас — это проявление духовного центра Вселенной, вокруг которого вращается мир, и что это место обитания Шивы Разрушителя (об этом писалось в древнеиндийских Ведах еще несколько тысячелетий назад). Кроме того, считается, что Кайлас — одно из 32 главных оккультных мест на земле, откуда исходит некое мистическое излучение, которое ускоряет духовное развитие человека и способствует установлению телепатической связи с высшими существами.

Кстати

* Ежегодно Тибет посещает около 1 млн. туристов. Каждый седьмой из них — иностранец.

* Население этого региона составляет 1,9 млн. человек. Из них китайцев — только 4%, а остальные в основном — тибетцы.

* Въезд в Тибет негражданам КНР разрешен правительством страны только в 1980 году. Да и то до последнего времени было возможно только групповое посещение (минимум 5 человек). Но с 1 июля 2003 года это требование было китайскими властями отменено, и теперь возможны и индивидуальные туры.

* Средняя стоимость 2-недельного тура составляет порядка 2,5 тыс. долл.

* Туристическая индустрия, связанная с этим загадочным местом, приносит в казну Китая по 100 млн. долл. ежегодно.

* Левая рука считается в Тибете нечистой. Прикасаться к буддистским святыням, передавать любые предметы незнакомым людям можно только правой.

Часть 3

ПОСКОЛЬКУ все боги, «живущие» на Кайласе, серьезные, то и энергии вокруг горы довольно жесткие. Энергетический столб, «бьющий» в небо, настолько мощный, что даже орлы не подлетают близко к горе.

Чужие здесь не ходят

ВООБЩЕ считается, что в эти места пускают не всех. Бывает, соберется человек приехать, да только раз — и неожиданно заболеет. Или, уже доехав, сломает на тропе ногу либо сляжет с высокой температурой (такое часто бывает на высотах и в непростых погодных условиях). Есть десятки примеров, когда нестарые и физически крепкие люди внезапно оказывались не в состоянии совершить обход Кайласа. А ведь именно ради коры — ритуального обхода протяженностью 53 км — многие и приезжают сюда.

Кора — как обряд посвящения — очищает от жизненных грехов. Считается, чем больше обходов, тем карма становится чище (то есть грехи прощаются) не только в этой жизни, но и в будущих, а после 108-го круга наступает просветление. Некоторые тибетские монахи тратят месяцы, чтобы не пройти, а проползти вокруг священной горы.

На второй день пути вокруг Кайласа путники достигают перевала, где, как считается, проходит грань между прошлым и будущим каждого паломника. В этом месте принято символически оставлять что-то от старой жизни: одежду, отстриженные волосы или ногти — и уже после этого делать шаг в новое измерение. Чуть дальше — еще одно место поклонения. По преданию, в этих краях бился за победу буддизма с черным магом религии бон уже упоминавшийся тибетский йог и маг Миларепа. Памятью о сражении остались стоять один на другом огромные камни. В самом большом выбиты углубления — это правоверные тибетцы высекают пыль (она считается обладающей магической силой), чтобы отправить получившуюся щепотку в рот. На другом валуне, как водится, — отпечатки ног гигантов духа прошлых веков.

Еще одно ритуальное место носит название Гора Голодного Черта: по преданию, там то ли проводили обряды жертвоприношений, то ли это было местом ритуальных погребений (в Тибете не роют могил — почва каменистая, поэтому раньше трупы расчленяли и мясо склевывали птицы, теперь их просто сжигают). Но лично я человеческих останков не видел — только выбеленные кости, черепа яков и множество разбитых бутылок. Ничего не поделаешь — цивилизация добралась и до этих мест. Битьем стеклотары особенно развлекаются китайцы, как бы подчеркивая этим, что для них тут ничего святого нет. Да и самих местных тибетцев заботит в большей степени туристический бизнес, чем экология.

Глядя на монахов в тибетских монастырях, ловил себя на мысли: и что — эти люди, которые в своей жизни не видели ничего, кроме окружающих гор, эти простые, неграмотные дети крестьян и есть хранители древних тайных знаний человечества? Ясно, что циничный ум белого человека вовсю начинал сомневаться. Но вот однажды мы напросились в гости в дом к тибетскому ламе. Его молодой помощник провел в комнату, увешанную изображениями будд, где за низким стеклом сидел седой, короткостриженый пожилой настоятель монастыря в оранжевой тоге. Мы знаками попросили его позволить нам посидеть рядом. Он кивнул, налил традиционного чая из своего термоса и продолжил перебирать какие-то бумаги на столе, не обращая больше на нас никакого внимания. Через пять минут у меня начало закладывать уши, окружающий воздух зазвенел и, казалось, стал более плотным. Потом откуда-то из глубины сознания в голове стали возникать различные вопросы — от философских до бытовых. И точно так же, «из воздуха», появлялись ответы. Практически то же самое происходило с моими спутниками. А лама в это время как ни в чем не бывало отхлебывал чай, покашливал и всматривался в настольный календарь. Так по какой книжке из эзотерических магазинов этому можно научиться?

Пришельцы в скалах

А ЕЩЕ желания, загаданные в районе Кайласа, не у всех, конечно, но сбываются. Стоит попросить хорошей погоды — и вот оно, солнце, появляется из-за облаков. Во время ритуального обхода можно задавать в пространство вопросы относительно судьбы, прошлого и будущего. Ответы, как правило, приходят. И что самое поразительное — совпадают и выполняются.

Вокруг этой странной горы располагаются не менее необычные скалы. Одни отшлифованы так, что подобны каменным зеркалам, другие имеют вогнутую форму и стоят друг против друга (некоторые считают, что в районе таких аномальных зон изменяется время). А то на крутом склоне на немыслимой высоте вдруг встретится огромных размеров отшлифованный каменный куб, причем по цвету абсолютно отличающийся от окружающих скал.

На одной из отвесных скал на уровне человеческого роста замечаю небольшое круглое углубление — словно специально для головы. Подхожу, прислоняюсь лбом и… вижу в глубине горного массива очертания двух фигур: явно человеческих, только головы крупнее наших.

Вокруг Кайласа существует и более короткая тропа, но она только для тех, кто уже сделал более 13 обходов. На этой внутренней коре есть также два озера с живой и мертвой водой (то есть с позитивной и негативной энергией) и несколько загадочных мест, о которых знают немногие посвященные ламы. Например, пещера, где находится 13 золотых ступ.

Однажды мы подошли к Кайласу на расстояние примерно в километр, что в принципе делать не рекомендуют: якобы в этих местах действуют очень тонкие энергии, которые влияют на неподготовленный организм разрушительным образом. Так вот, переводя дух после подъема (как-никак высота больше 5 тысяч), я присел на камень, но тут же вскочил, почувствовав, что от него идет такая энергия, от которой у меня завибрировали почки. Попробовал сесть еще - все повторилось, только к почкам добавились еще и легкие с сердцем.

К подобным «забавным» случаям можно добавить и такие моменты, когда во время медитации рядом с горой начинали потрескивать волосы на голове и как по команде стихал ветер, дующий в тех местах практически постоянно. С погодой нам в принципе повезло, потому что, кроме ветра, в дороге ничего не мешало: ни дождь (иногда бывает так, что паломники делают кору, а Кайласа не видят, поскольку он закрыт тучами), ни снег — тибетский проводник рассказывал, как он буквально на себе нес молодых англичан, когда за одну ночь намело сугробов по пояс. Хотя для европейского человека даже в хорошую погоду высокогорная прогулка — занятие не из легких. Каждый шаг — как последний, кислорода не хватает, сердце вот-вот — и вырвется из груди. Поэтому, когда через три дня круг замыкается, счастью нет конца. И что же потом, спросите вы? Наступает просветление? Открывается «третий глаз»? Да как бы не так! Как сказал наш проводник: «Вы, иностранцы, странные. Тут люди всю жизнь живут, молятся в надежде когда-нибудь, может, в следующей жизни, если повезет и если они будут жить правильно, стать одними из посвященных. А белые приедут на пару дней и сразу: ну что, где тут у вас Шамбала? Но так просто ничего не бывает. Это только начало пути».

Автор отчета о путешествии в Тибет: Николай Солдатенков

С сайта: Туристический Центр Кайлаш

Время: Сентябрь 2003 года.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные люди Тибета:

News image

Его Святейшество Кармапа об «отказе от Дхармы» и преодолен

Приведенные ниже наставления были даны Его Святейшеством 17-м Кармапой Оргьеном Тринлеем Дордже в дни 27-го Молитвенного фестиваля линии Кагью (Кагью-Монлама)...

News image

17-й Кармапа о возвращении в Тибет: “Даже если придется жд

В Дхарамсале, где находится резиденция тибетского правительства в изгнании, многие убеждены, что 17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже - это будущее тибетской по...

News image

Всемирно известная исполнительница буддийских песнопений А

Всемирно известная исполнительница буддийских песнопений Ани Чоинг Дролма выступила в Московском доме кино Детство Ани Чоинг Дролма было омрачено жестокост...

News image

Директор Библиотеки тибетских трудов и архивов геше Лхакдо

ОЛЬГА БЫЧКОВА: Добрый веер, добрый день. Это программа Своими глазами . В студии Ольга Бычкова и сегодня наши гости приехали к нам издалека из Тибета. Это До...

News image

Буддизм в России. Интервью с Тэло Тулку Ринпоче на радио

Транскрипт интервью, опубликованный на сайте радио Эхо Москвы: ОЛЬГА БЫЧКОВА: Добрый день, это программы Мы . У микрофона Ольга Быкова. Сегодня наш гость ...

Последние истории:

Люди Тибета. Сентябрь

News image

Яркое впечатление оставили китайцы в Лхасе — народ шумный, общительный, веселый... между собой

Непал 2067

News image

Самолет рассекая облака начинал снижение и я прилипаю к иллюминаторам в нетерпеливом ожидании... шутка ли, пролетев тыщи километров скоро наконец ув...

Секреты медицины:

СЕМАНТИКА ТЕРМИНА BAD-KAN

В буквальном переводе слово bad-kanозначает слизь . Однако, объясняя этимологию слова, Вандуй пишет: Bad-kan: bad— вода и kan— земля, вместе они о...

More in: Тибетская медицина

Авторизация



Достопримечательности Тибета:

Джампалинг

News image

Покинув Самье, мы снова переправимся на другой берег Брахмапутры, где нас будут ждать наши машины. Примерно через час они доставят нас к руинам мона...

Озера Манасаровар и Ракшас Тал

News image

Около тридцати километров к югу от Кайласа  расположено озеро Манасаровар (4560м) или как его называют по-тибетски Мапам Юм Цо, что значит «озеро По...

Кайлаш: святыня Тибета

News image

С древних времен монахи и отшельники, йоги и старцы отправлялись в уединение природы для молитв и медитаций. Овеяны легендами и мифами, историями о ...

Будда Гаутама

News image

Гаута ма Бу дда (санскр. गौतम बुद्ध सिद्धार्&#...

Хэйхэ

News image

Хэйхэ (кит. 黑河, пиньинь Hēihé, «Чёрная Река», манчжурское название: Сахалян) — городской округ в провинции Хэйлунцзян КНР...

Монастырь Сера

News image

Сэра или Сера — монастырь в пригороде Лхасы в Тибете (около 10 км от города), один из самых крупных буддийских монастырей и знаменитый университет ш...

Миндролинг

News image

Неподалёку от развалин Джампалинга расположен монастырь Миндролинг, один из важнейших центров школы Ньингма, древнейшей среди школ тибетского буддиз...

Потала

News image

Дворец Потала в городе Лхаса в Тибете — царский дворец и буддийский храмовый комплекс, являлся основной резиденцией Далай-Ламы, вплоть до того как Д...

Ущелье Прыгающего Тигра

News image

Ущелье Прыгающего тигра (кит. 虎跳峡, пиньинь Hǔtiào Xiá) — каньон в Сино-Тибетских горах на реке Янцзы, котора...