Загадочный Тибет
Тибет - Отзывы и истории |
У них есть очень своеобразная наука, напоминающая Даосскую алхимию. Они называют её Расаяна . Она состоит в выполнении определённых операций с препаратами и сложными снадобьями, изготовленными в основном из растений. Благодаря принципам Расаяны у безнадёжно больных восстанавливается здоровье, к увядающим старцам возвращается молодость, так что они становятся такими же, какими были в период полового созревания; белые волосы вновь чернеют, появляется острота чувств, юношеская подвижность, восстанавливается потенция, и жизнь человека в этом мире продлевается на безмерный срок .
Аль-Бируни
Итак, подошла к концу очередная двухнедельная экспедиция в Тибет и Непал. Для меня Тибет это не некая загадочная страна, где на каждом шагу казалось - бы должны ожидать чудеса и тайны. Нет, прежде всего - это родина моего учителя, а кроме того, вторая родина тибетской медицинской школы. Можно спросить - а почему вторая, а не первая. Да потому, что то, что сегодня называют традиционной Тибетской школой зародилось в глубокой древности в Индии, затем, смешавшись с некоторыми методологиями традиционной китайской медицины и особенно местной религиозной традицией Бон, развилось в самостоятельную самобытную традицию насчитывающую не одну сотню лет.
Я специально хочу более детально остановиться о ранее мало известной стороне тибетской медицины заимствованной из традиции Бон-по. Считается, что это некая шаманистская традиция. От части это так, но лишь от части. В древние времена люди эмпирическим путем установили, что они живут в этом мире не одни, что все вокруг населено не только животными, но и не объяснимыми существами козням которых объясняли все непонятное, в том числе и стихийные бедствия - ураганы, смерчи, наводнения, болезни, природное электричество и психическую энергию.
С течением времени было установлено, что это не совсем так. Электричество стало электричеством, атмосферные явления погодой, болезни стали лечить…, но наряду с тем осталось много загадочного и необъяснимого. В частности от предков наследована строгая градация различных классов существ отличных от человека и животных. Для каждого класса существ указывались - среда обитания, особенности поведения в отношении людей и способы устранения вредоносных влияний. Этими понятиями широко оперировали жрецы религии Бон-по, а позднее практикующие буддизм и индуизм тантристы. Считалось, что если определенный класс или разновидность существует в воздухе или воде, то эти сферы обитания нельзя загрязнять, иначе сущности населяющие их будут страдать и в виде ответной реакции насылать на людей проблемы и болезни. Если же подобное загрязнение произошло, то необходимо устранить вредоносное влияние с помощью ритуальных практик.
Но со временем люди научились не только жить в гармонии с окружающим человека миром, но и активно использовать его в своих целях. И по сей день в каждом Тибетском монастыре проводятся специальные службы защитниками-охранителями монастыря и учения с целью найти союзника в деле укрепления распространения знаний. Что, однако, не особенно помогло тибетцам при китайском вторжении пятьдесят лет назад. Монастыри были уничтожены (все сровняли с землей и были выстроены не так давно), а монахов не успевших бежать в Индию расстреляли. Теперь монастыри стараются восстанавливать, так как это дает большие доходы в китайскую казну, но, несмотря на пламенные речи на трибунах в верности коммунистической партии Китая народ не забыл поработителей - во всем Тибете китайцев открыто ненавидит местное население. А население чрезвычайно контактное и гостеприимное. А что уж говорить про тибетских монахов! Хотя все люди разные, но в своем большинстве это очень отзывчивые люди, готовые при необходимости сразу прийти на помощь, независимо от национальности, более того хочу рассказать историю, которая произошла во время подъема в высокогорные пещеры, в которых в свое время практиковал Падмасамбхава ( рожденный в лотосе ), которого в Тибете почитают как Христа в Христианстве и называют Гуру ринпоче - драгоценный учитель.
После того, как я с сыном провел специальную практику в древней пещере, мы промокнув от проливного дождя укрылись в расположенным неподалеку монастыре. Хотя монастырь - это громко сказано, небольшое двух этажное строение, нависшее над пропастью, где заливается радостным гулом быстрый горный ручей из далека кажется громадным, но стоит подойти ближе как пред вами вырастают глинобитные стены с осыпанной от времени штукатуркой, но заботливо выкрашенные монахами в основные цвета солнечного спектра. Заметив, что мы промокли нам сразу же предложили сухой уголок на против келий и тибетский чай. Чай - это больше похоже на коктейль из соли, молока яка, ячменной муки и чая. Только здесь, да еще пожалуй, в Лхасе можно увидеть и попробовать старый кирпичный чай. Но внимание монахов в монастыре этим к нам не ограничилось. Желая знать, к какой традиционной школе они себя относят, мы послали переводчика с вопросом. В ответ на наш вопрос по ущелью прогремел оглушительный смех, смеялись монахи - им понравился наш наивный по западному вопрос. Вышел переводчик и сообщил ответ - буддисты. Здесь хохотали уже и мы. Вот типичный пример из жизни как практики высокого уровня: стараются подвести сознание обычного человека к просветлению даже заведомо зная, что люди принадлежат к иной культуре.
Попрощавшись с гостеприимными монахами мы продолжили свой путь. Каждый раз, когда ведешь с собой группу людей, невольно задаешься вопросом - а зачем все эти люди оставляют теплые и сухие квартиры и меняют их на продуваемые всеми ветрами горы и пустыни Тибета? Кто-то хочет познакомиться с остатками древней культуры, кто-то просто сменить обстановку и получить побольше адреналина, и совсем мало тех, для кого практика в священных для всех практикующих путь местах, даст тот последний толчок, которого так порой не хватает для реализации конкретной практики.
Нередко спрашивают, вот вы говорите практика, а что это такое? Это практическая работа с своим сознанием, выход за пределы собственного ума практическим образом. Не так важно, какие способы для этого вы используете и к какой религиозной традиции вы себя относите - важен процесс. Если он идет, на этом пути вы обязательно получите плоды.
С каждым годом растет число людей желающих не просто посмотреть на удаленные от мирской суеты обители, но и достигнуть духовного роста, или же более приземленные планы (как правило у женщин) остановить возраст, повернуть время вспять. Кто-то скажет, что это невозможно, кто-то серьезно займется своим телом, а не редко и духом. И те, и другие со временем получают результат. Для тех и других составлены разные программы, как по физической трудности, так и духовной. На сайте я разместил несколько фотографий из тех мест, которые мы любим посещать.
В этих местах в древности практиковали самые выдающиеся личности достигшие реализации - тела света, то есть их физическое тело на глазах у многих присутствующих учеников и прихожан растворилось в форме радуги. Нет сомнения, что те, кто практикует учения как тантры, так и дзогчена достигнут определенных успехов, но, практикуя в этих местах, прогресс практики проявится на много быстрее не зависимо от того желаете ли вы получить реализацию, или же разгладить морщины на своем лице и вернуть утраченную молодость.
Как вы себе представляете Тибет? Горы, монахи в шафрановых одеяниях, величественная Потала? Наверное, так себе представляют Тибет все, кто там не был. Так его изображают в альманахах, на картинах и фотографиях. Может быть это оттого, что даже те, кто туда попал, видели эту горную страну лишь в рамках узкой программы и позже не смогли донести до остальных всей прелести этого уголка земли. Внешне Тибет не блещет красотами и богатством, если смотреть поверхностно, в основном вы увидите голую каменистую высокогорную пустыню, простейшие строения вдоль дорог и очень простой быт. Только романтикам позволено узреть здесь красоту. Не у каждого найдется сила воли и цель, для того, чтобы оказаться в шесть-семь утра на склоне горы на высоте трех-четырех тысяч метров.
Рассвет, блестят влажные камни, тишина. Посмотрите под ноги, что вы там видите? Облака. Пока они еще снизу, но через какое-то время солнце нагреет воздух и все это седое воинство побежит по склону на вас со скоростью курьерского поезда. Даже немного страшно, но невозможно оторваться. Они ближе, на какое то мгновение ты в тумане, минута, другая, и они уже убегают от тебя в высь. Вдруг, шум ссыпающихся камней, что это? Вы видели когда-нибудь Яка? Вот он перед вами. Не больше коровы, только очень худой, обросший длинной черной шерстью - холодно в горах. Не бойтесь его длинных закрученных рогов, он сам вас боится. Здесь редко в горах появляется европеец, чаще в городах, в музеях, магазинах, ярмарках, - там, где сувениры.
Сокровище Тибета - духовные религиозные традиции. Тибет - хранитель эзотерического буддизма, хотя последний зародился в Индии. Что удивительно вам придется сильно постараться, чтобы найти в Индии буддийский храм или монастырь. Я не говорю, конечно, про такие места как Бодхгая или Наланда. Нет пророка в своем отечестве - не прижилось в Индии учение Будды.
На крышу мира буддизм в тантрической форме пришел в 6-7 веке, и именно это притягательное учение и стало целью нашего путешествия. Конечно, можно найти учителей и в западном мире, тем более это сейчас модно, но как впитать учение полностью, увидеть пути его развития, если вы не видели истоков.
Человеку, привыкшему к комфорту курортных городов, теплу пляжей, может показаться забавным прогулка по горам. Будьте осторожны: до ближайшей святыни надо преодолеть километр в высоту. Маршрут предполагал шести часовое восхождение, но наше желание попасть туда поскорее вознесло нас за два часа. На середине пути застал дождь. В Тибете дождь не ассоциируется с грибным дождиком, это ливень низвергаемый небесами под звуки грома соизмеримого по силе с взрывом ядерного заряда и зловещего блеска молний. Вы никогда не сможете забыть - каково карабкаться по скользким камням на высоте 4 550 метров.
Впереди появилась ступа. Каменное ритуальное сооружение, которое выглядит так, словно купол церкви (правда без креста) поставили на небольшой постамент. Труднодоступное место, зачем ставить здесь ступу? Редкие кусты, неподалеку сидят грифы. Подойдем ближе. Вокруг разбросаны проржавевшие в течение десятилетий ножи и топоры. Неподалеку волосы, зубы. Чьи? Человеческие!…. Что за капище мы нашли? Не спешите с выводами. Оказывается, мы находимся на типичном тибетском кладбище, а похоронный обряд предполагает расчленение усопшего на потребу крылатых могильщиков. А птички неподалеку. Судя по количеству разделочного инструмента, здесь захоронен не один десяток. В таком виде захоронения нет ничего удивительного, а как еще? Для того, чтобы кремировать нужны дрова, их нет. А копать в горах…
На самом деле тибетский как и индусский похоронные обряды предполагают соблюдение целого ряда ритуалов в числе которых и определение способа захоронения. Существует четыре стихии - огонь, вода, земля, воздух где может быть захоронен усопший, задача ламы или предсказателя с помощью специальных гадательных или медитативных практик установить где именно. Но в Тибете эти предписания выполняются редко.
Продолжаем подъем, на пути небольшой монастырь, где мы видели буквально трех-четырех человек, присядем отдохнуть. Вокруг потрясающий вид: здесь начинает разбег горный ручей, небольшой но очень шустрый, то и дело пытающийся стать водопадом. Умел же Гуру-римпоче, как называют Падмасамбхаву (драгоценный лотосо - рожденный учитель) выбирать места для духовной практики.
Отсюда уже недалеко, но предстоит самый крутой участок. Годами кто-то камень за камнем выкладывал на склоне порой почти в 45 градусов тропу с подобием ступеней. Камни и кусты увенчаны уже ветхими украшениями, рядом развиваются разноцветные флажки лунг - та (воздушный конь), которые как считается, насыщают своей энергией пространство, очищая последнее. Ну, вот подъем закончен. Справа, едва прикрытый камнями обрыв. Высоко, но не страшно, так как все внизу задернуло белым покрывалом облаков. Дверь в скале. Монах-проводник из монастыря возится с замком. Трепета уже никакого - устали и ждем. Внутрь, по крутой деревянной лестнице наверх и вот она - пещера Шел Драг . В этой пещере практиковал не только Гуру Ринпоче, после него более ста человек превратили свое физическое тело в тело света достигнув, таким образом, последней свободы - освобождение от страданий. Заглянем внутрь. Алтарь отличается простой. Из-за стекла смотрит строгий Падмасамбхава в окружении торма - жертвенных фигурок из муки и масла.
Но есть в пещере атрибут, который вы вряд ли увидите где-нибудь в обычном храме или монастыре. В углу на небольшой подставке покоится крышка человеческого черепа, и служит она емкостью для слабоалкогольного, в данном случае ритуального, напитка чан . Язык не поворачивается проводить параллели, но… дальше начинается причастие . На свой лад конечно: чан (нечто среднее между квасом и пивом), символизирующий нектар, наливается небольшой ложкой в ладони, сложенные лодочкой в мудре полноты, делаете небольшой глоток, затем оставшемся смачивается лоб и горло. Это символизирует очищение тела, речи и ума. Именно здесь мы останемся для изучения и практики великого наследия древних - искусства продления жизни. Кайа - Кальпа (санскр. вечное тело ) - наука омоложения физического тела с использованием трав, металлов, минеральных солей, диеты, дыхательных и особых упражнений разработанная и применявшаяся в Древней Индии и впоследствии в Китае и Тибете.
Кайа-Кальпа - традиция, уходящая своими корнями в глубокое прошлое, возможно, в мохенджо-доарийский (хараппский) период. Историки отмечают, что хараппская цивилизация существовала задолго до Вед и за несколько тысячелетий до начала христианской веры. Именно к этой эпохе относят появление ордена Ситаров (который впоследствии был переименован в школу Расаяна), который долгое время являлся одним из основных, нее хранителем традиции Кайа-Кальпы. В отличие от большинства религиозных орденов, Ситары прежде всего своей целью ставили продление жизни практикующего. Человек способен преодолеть пять барьеров: нарай (седина), тирай (замутнённое видение), муппу (старость), ной (болезнь), маранам (смерть), и вечно оставаться молодым. Тело человека представляет собой своеобразный механизм, имеющий психоэнергетические центры, известные как чакры, которые под воздействием специальных йогических техник постепенно пробуждают высшие духовные способности.
Впоследствии учение Ситаров стало основой для учения тамильской школы Сиддхантачара. Добавив учение о слиянии с божественным, сиддхи также развили и систематизировали идеи и методы Кайа-Кальпы. Один из авторитетов этой школы - Тирумулар - называл следующие средства лечения болезней: Лечебные травы (муликай); Твёрдые соли (уппу); Кислоты (тинир);Голодание (упавасан);Компоненты тела (ударпорул); Мышьяк (паданам); Кальцинированные, пережённые металлы (локам); Экстракты, эссенции (саттху); Ртутные таблетки (раса куликай);Йога, медитация, мантры.
А чёткое определение медицины сиддхов дал Тирумулар: Медицина - это то, что излечивает физическое тело. Медицина - это то, что излечивает ум. Медицина - это то, что предотвращает болезнь. Медицина - это то, что даёт возможность бессмертия.
Остаётся только удивиться прозорливости древних, сумевших предугадать разделение медицины на терапевтическую, психоневрологическую, профилактическую и гериатрическую.
Впоследствии школа Сиддхантачары разделилась на несколько направлений (упачар): собственно Сиддхантачара, предназначенная для узкого круга последователей, Йогачара, позднее представленная школой Натхов, и Агхорачара - представленная школами капаликов и канпхатов. Традиция Кайа-Кальпы в какой-то степени вошла в каждую из этих школ, но наиболее полно она была представлена в школе Натхов в виде так называемого ритуала тела - кайа-садхана. Также, в двенадцатом веке нашей эры, алгоритм Кайа-Кальпы перекочевал в Рахасья-Каула-Сампрадайю - кашмирскую школу тантризма, основанную легендарным сиддхом Ватуланатхом, который проходил обучение в школе йоганатхов. Сиддхантачара, помимо своего распространения в Индии, оказала большое влияние на становление в Китае алхимии, йоги и других дисциплин, направленных на продление жизни. Хроники жизни тамильских сиддхов говорят о том, что как минимум двое из девяти основателей школы Сиддхантачара (наванат-садху) в различные периоды жизни посещали Китай. Считается, что именно они принесли в Китай учение, впоследствии оформившееся в даосскую алхимию. Также следы учения сиддхов о достижении бессмертия можно найти в тибетском тантризме Ваджраяна. Достаточно лишь упомянуть, что один из авторитетнейших деятелей тибетского тантризма Нагарджуна был автором нескольких трактатов по алхимии и считался современниками одним из величайших адептов школы Расаяна. Можно предположить, что как учение Ситаров в Индии явилось основой для развития традиционной медицины Аюрведа, так учение школы Расаяна послужило основой для развития тибетской медицины, а школы даосской алхимии стали основой развития традиционной китайской медицины.
В древней Индии, как и в Китае, практиковались дыхательные упражнения, сексуальная гигиена (практика воздержания от эякуляции) и алхимия во имя обретения здоровья, долголетия и бессмертия индийских школ Сиддхантачара и Рахасья Каула Сампрадайа.
Мы же за три недели должны научиться практикам останавливающим процесс старения в адаптированной для западного человека форме без потери сути учения. Для этого получив благословение в священном Шел Драге у самого Падмасабхавы мы отправляемся дальше в Самье.
Самье - это первый монастырь Тибета, основанный самим Падмасамбхавой, который датируется седьмым веком. Он находится в междуречье двух рек, одну из них, великую Брахмапутру нам предстоит переплыть. Кажется, что другой берег недалеко, но плыть предстоит два часа, и на чем! Лодка, - плоскодонная деревянная баржа без сидений. Их роль выполняют деревянные перекрытия между бортами, которые сантиметров 10-15 в ширину. Вмещает приблизительно 20 человек, загружается до отказа тюками, и являет чудо - плывет. Кое-где подтекает вода, позже ее станет чуть больше - опять пойдет утренний дождь. Вода в реке желтая как в Хуанхэ, много песка и глины. В некоторых местах глубина достигает ста метров, а в некоторых, даже на середине можно увидеть грязевые отмели и островки.
После плавания путникам-европейцам предстоит поездка, пока еще в автобусе потому - что здесь называют дорогой. Тибетских же и китайских паломников ждет поездка в кузове грузовика. Пейзаж чуть изменился, появились деревья, мы им рады, так как давно не видели. И вот вдали рассекая пространство яркой вспышкой солнца блеснула крыша Самье. С высоты птичьего полета он представляет собой вид мандалы (идеальной модели мира, сферы божества). Стена - четкий овал с четырьмя воротами по сторонам света. В центре главное здание монастыря, оно возвышается золотой крышей над близ стоящими строениями.
Вокруг него симметрично расположились четыре ступы. Кроме того, на территории монастыря вдоль стены есть несколько храмов. Теперь появилось еще одно здание - гест хауз для паломников.
Окрестности монастыря - зеленая долина в окружении гори, песчаные барханы и пойма реки. Если рискнуть проехать на грузовике по основанию соседней горы, а затем совершить многочасовой подъем, можно посетить еще одну святыню - пещеру Чен по. Устройство всех монастырей в Тибете одинаково: обычно в долине между высокогорными пиками и рекой, где она есть строится монастырь. А в нескольких часах пути (подъема) в труднодоступных горах устраивается ритод для отшельников, прототип нашей пустыни. Как правило, для этой цели используют небольшие пещеры и пустоты в скалах которые снаружи застраивают каменной кладкой из местного камня и глины, изредка устраивая окна и двери - дерево здесь на вес золота. Ритоды пустуют редко, как правило в них поселяются отшельники практикующие самые эзотерические направления тантры и дзог-чена. Живут они в таких условиях от шести месяцев и более, не редко перевалы полностью блокируются снежными заносами. Из пищи чай и цамба. В таком ритоде поселилась и наша группа. Всего три дня понадобилось членам экспедиции, чтобы полностью освоить то, на что у многих уходит много лет, но для того и создан прямой путь самоосвобождения - помочь страждущему духовных практик быстро и эффективно распознать в себе Будду, а в сансаре нирвану.
Постигнув эту простую истину мы благополучно отправились в Лхасу, город где встречается этот мир и мир богов .
Лхаса (Lhasa высота 365 - административный центр Тибета. Город основан в 7 веке королем Сонгсеном Гампо. Было несколько периодов, когда Тибетом правили из Лхасы. Начиная с 17 века, когда страной стали управлять Далай Ламы, Лхаса окончательно становиться столицей. До 1959 года в городе жило около 10000 человек, ещё примерно столько же монахов жили в монастырях Дрепунг и Сера. Сегодня, как другие города Тибета, Лхаса разделена на две части. Это небольшой старый город - монастыри и дворцы, украшенные ярко раскрашенной резьбой и позолотой, отели, уютные ресторанчики, базары, и бесчисленные паломники, и новые китайские кварталы из стекла и бетона. Многое в старой Лхасе пострадало во времена культурной революции, но кое-что восстановлено. Основные реставрационные работы проводились в 1984 - 86 годах. Как добраться: В Лхасу летают самолеты из Катманду (Непал), Ченду, Бейджинг, Чонджинг (Китай). Также можно доехать по дороге на джипе (но не рекомендуем).
Дворец Потала (Potala) - наверное самое известное здание в Тибете. Это тринадцатиэтажное здание, состоящее более чем из тысячи разных помещений, было построено из земли, камня и дерева, при помощи самых элементарных средств. Нынешний облик дворец - монастырь обрел в 17 веке, и до 50-х годов двадцатого века дворец оставался резиденцией Далай Лам - верховных правителей Тибета. До китайской оккупации монахи составляли большую часть населения города. В 1959 году нынешний Далай Лама эмигрировал в Индию, несколько лет дворец был закрыт, а с середины 80-ых там находится музей. Тем не менее посетить этот, пусть бывший дворец - храм, стоит обязательно. В Потале находятся гробницы Далай Лам, начиная с пятого (кроме шестого). Например гробница пятого Далай Ламы сделанная в форме чортена (ступы) содержит 3700 кг золота.
Монастырь Джоканг (Jocang) - самый почитаемый сегодня храм Тибета, после эмиграции Далай Ламы четырнадцотого он является символом национального и религиозного самосознания Тибетцев. Монастырь был основан Согсеном Гампой примерно в 642 году, и предназначался для хранения буддистских изображений и статуй, привезенных с родины его женами - непальской и китайской принцессами. Не сколько раз храм перестраивался, но сохранил свою древнюю планировку. Много легенд связано с этим местом. Находится в центре старого города.
Монастырь Сера (Sera) - до 1959 года один из крупнейших монастырей Тибета. Сегодня там проживают несколько сот монахов (раньше - около пяти тысяч). Монастырь известен как крупный буддистский учебный центр.
Норбулинк (Norbu Lingka) основан в 18 веке как летняя резиденция Далай Лам. Сегодня представляет из себя несколько дворцов. парк и пруд. Территория комплекса около 40 га, на территории находиться новый летний дворец, построенный четырнадцатым Далай Ламой. Находится в юго - западной части города.
Конечно же, мы как всегда осмотрели не только указанные крупные туристические центры, но и абсолютно все мало известные места для духовной практики, не забыв и долину первых царей Тибета Ярлунг, в итоге - миссия оказалась выполненной на все 300%.
Известные люди Тибета:
Буддийская монахиня Силиана Боса: Лама Сопа Ринпоче всегдВ Лагани проходит выставка священных буддийских реликвий. Там для жителей близлежащих районов Калмыкии и калмыков Астраханской области будет развернута выстав... |
Тибетский учитель Нубпа Ринпоче молится о благоденствии ЛаЕго миссия: путешествовать по миру, раскрывая всем желающим тайны буддизма. Имя Нубпа Ринпоче переводится с тибетского - «драгоценный на Западе»: когда он род... |
Шивалха Ринпоче проводит в Кызыле учения по «Бодхичарья-авПо просьбе буддистов Тувы Досточтимый Шивалха Ринпоче проводит в эти дни продолжение учений по труду Шантидевы «Бодхичарья-аватара» на тувинском языке в перев... |
Кармапа XVII Оргьен Тринлей ДорджеПод звуки тибетских труб-гьялинов Его Святейшество Кармапа XVII Оргьен Тринлей Дордже вошел в переполненный молитвенный зал монастыря Тергар в Бодхгае, где в ... |
17-й Кармапа о возвращении в Тибет: “Даже если придется ждВ Дхарамсале, где находится резиденция тибетского правительства в изгнании, многие убеждены, что 17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже - это будущее тибетской по... |