Культура и традиции Тибета:

Тибетский буддизм

News image

Тибе тский будди зм — (ранее также некорр. ламаи зм[1]) — региональное направление в буддизме, характерное для Тибета и прилегающих об...

Цам - танцы гневных буддийских божеств

News image

Являясь частью крупномасштабных ритуалов, костюмированные танцы мистерии «Цам» (тиб. «Чам») уходят корнями в древние церемонии, исполняемые священнослужителями добуддийской тибетской традиции бо...

Тибетский Новый год (февраль или март)

News image

Это самый большой праздник в Тибете. С древних времен, когда в это время зацветало персиковое дерево, этот праздник символизировал начало но...

Главная - Культура и традиции - Русские шпионы в Тибете



Русские шпионы в Тибете

Тибет - Культура и традиции

  русские шпионы в тибете

В конце XIX - начале XX века Тибет в англо-русско-китайских отношениях фигурировал как один из важных пунктов противоречий. Ситуация осложнялась активизацией японского милитаризма. К этому времени Тибет был закрыт правительством Китая и тибетскими властями для въезда иностранцев. Смелые попытки пробраться в Центральный Тибет таких крупнейших путешественников, как русский Н. Пржевальский, американец В. Рокхиль, француз Г. Бовало, швед С. Гедин и другие, терпели неудачи, а известный французский путешественник Дютрейль де Рэнс в 1893 году поплатился за это жизнью. Однако пекинские и лхасские власти сделали одно исключение в пользу уроженцев стран Азии, исповедующих буддизм, которые могли быть допущены в Лхасу. Этим исключением воспользовались, прежде всего, английские колониальные власти в Индии, которые стали направлять в Тибет специально обученных агентов, таких как Ниан Синг, Кишен Синг и других. Увенчалась успехом попытка проникнуть в Тибет, предпринятая японцами. Так, представитель этой страны Екай Кавагучи тайно посетил Тибет в 1901-1902 году, позже в 1909 году выпустил книгу Три года в Тибете .

Страсти вокруг Тибета кипели не шуточные. Так, например, Сарат Чандра Дас, английский разведчик, индус по происхождению, впервые прибыл в Шигадзе и поселился в монастыре Даший-Лхумбо, резиденции Панчен-ламы. Здесь в 1879 году он завязал знакомство с первым министром Панчен-ламы Синченом, который был одновременно главой тантрийского факультета агпа-дацан и не скрывал своего преклонения перед европейскими идеями и изобретениями. Благодаря поддержке последнего С. Дас смог предпринять через год еще одну тайную поездку, однако факт тайного посещения С. Дасом Лхасы был раскрыт лхасским правительством Далай-ламы XIII, в результате чего все тибетские соучастники С. Даса подверглись жестокому наказанию: первый министр Панчен-ламы Синчен был публично наказан палками и умерщвлен; его племянник и племянница заточены в тюрьму пожизненно, их имения конфискованы, а некоторые слуги казнены. Синчен являлся перерожденцем, и Далай-лама XIII распорядился ликвидировать его дальнейшие перерождения. В 1904 году по настоянию английского чиновника О'Коннора распоряжение Далай-ламы XIII было отменено.

На Восток под крышей географического общества

Россия также давно проводила активную внешнюю политику на Дальнем Востоке. Это касалось и Тибета, над которым нависла угроза английского вторжения. Отношения с Тибетом сдерживались отдаленностью от России и главным образом отсутствием хорошо обследованных путей доступа в эту страну. Поэтому царское правительство уделяло большое внимание изучению районов, прилегающих к Тибету, и самой территории страны. Это было важно не только для того, чтобы поддерживать регулярную связь с ней, но и четко представлять степень вероятности использования имеющихся путей для переброски английских войск в Синьцзян, к границам Средней Азии.

В районы, прилегающие к Тибету, было организовано несколько экспедиций, действовавших под эгидой Императорского русского географического общества. Помимо экспедиций использовались и другие пути получения разведывательной информации о положении в Тибете. В этой обстановке правительство России приняло решение усилить разведывательную деятельность в этом направлении, чтобы детально разобраться в складывающейся обстановке в этом регионе и стало засылать с секретными миссиями под видом лам и паломников ученых и разведчиков из числа инородцев, группами и в одиночку.

Лучший фотограф - разведчик МИДа

На то были веские причины. Англия по отношению к Тибету проводила тогда агрессивную политику. В 1808-1889 годах осуществила несколько военных экспедиций, а в 1904 году, используя благоприятную обстановку (русско-японскую войну), начала открытую вооруженную интервенцию. Тибетцы оказывали упорное сопротивление, однако силы были неравны, и англичане заняли Лхасу. В период оккупации столицы Тибета Далай-лама XIII вынужден был бежать в столицу Монголии Ургу.

Несмотря на такую непростую внешнеполитическую обстановку, калмыки в качестве паломников и под их видом не раз посещали Тибет. В 1891-1894 годах Тибет посетил Бааза-багши (мирское имя Бадма Менкеджуев (1846-1903). В 1898-1900 и 1902-1903 годах - багша Пурдаш-Очир Джунгруев, в 1904-1905 годах капитан Наран Уланов и багша Дамбо Ульянов. Отдельно стоит рассказать о незаурядной личности, больше известной специалистам, чем широкому читателю, Овше Норзунове, который неоднократно посещал Тибет, успешно выполнял возложенные на него миссии. Сведений о нем сохранилось очень мало и носят в основном отрывочный характер, но доподлинно известно, что Овше Мучкинович Норзунов (род. в 1874), зайсанг из Большедербетовского улуса Ставропольской губернии, впервые совершил свою разведывательную миссию в 1898-1899 годах, когда предпринял путешествие в Тибет через Ургу по заданию Русского географического общества. Он был первым, кто смог сфотографировать Лхасу, столицу Тибета (45 фотографий), в том числе резиденцию Далай-ламы XIII в тогда еще запретной и таинственной стране. Восемь снимков были использованы в качестве приложения к статье Г. Цыбикова Лхаса и главнейшие монастыри Тибета в фотографиях , опубликованной в 1903 году, некоторые фотографии тогда же были перепечатаны и зарубежными изданиями. Кроме того, французский журналист Дэникер взял у зайсанга интервью и написал статью Три поездки в Лхасу калмыцкого паломника О. Норзунова . Заинтересовался им один из английских журналистов, который в том же году опубликовал описание его путешествия, сопроводив текст девятью снимками.

Фотографии Лхасы, сделанные О. Норзуновым, были экспонированы на первой буддийской выставке в Эрмитаже в 1919 году. По этому поводу известный русский востоковед и буддолог С. Ольденбург писал: Для нас, русских, любопытно отметить, что первые фотографии Лхасы, когда-либо снятые, были сделаны русским калмыком О. Норзуновым .

Скрытая камера бурята Цыбикова

Весной и летом 1900 года Овше Норзунов повторил попытку проникнуть в Тибет. Однако был задержан английскими пограничными властями в Дарджи-линге, которые приняли его за Агвана Доржиева, ближайшего советника Далай-ламы, и заподозрили в том, что он является агентом русской разведки. Вещи, которые О. Норзунов вез из Франции для Далай-ламы, англичане передали пограничным властям, а его самого отправили назад в Россию в октябре того же года.

Через два месяца, в декабре 1900 года, О. Норзунов вновь отправился в Тибет и прибыл туда в начале 1901 года. Его пребывание в Тибете продолжалось до июня. Во время своего второго пребывания в Тибете Норзунов встретился с другим русским путешественником и ученым, бурятом по происхождению, Г. Цыбиковым, который под видом паломника проник в Тибет. Цыбиков так описывал эту встречу: Приехал из нашего отчества Агван Доржиев вместе со своими спутниками бурятами и ставропольским калмыком Овше Норзуновым, который взялся сделать снимки для Императорского русского географического общества. Он снабжен таким же аппаратом, каким я уже с осени делаю снимки. Чтобы не возбуждать разных толков, я скрываю аппарат от него, как и вообще от всех местных жителей, не исключая и бурят, моих земляков .

Улуском постановил: вредный элемент выселить

В 1901 году О. Норзунов был награжден большой серебряной медалью по определению Императорского русского географического общества. В следующий раз он проник в Тибет в 1905 году в качестве личного секретаря известного бурятского ламы Агвана Доржиева, с которым он тесно сотрудничал впоследствии, в частности, при постройке буддийского храма в Петербурге.

После революции судьба бывшего разведчика сложилась также трагично, как и у большинства дворян Калмыцких степей.

Летом 1926 года Больше-Дербетовская улусная комиссия постановила конфисковать имущество и выселить за пределы коренных аймаков Больше-Дербетовского улуса восемь наиболее крупных и влиятельных зайсангов. В том числе выселили Овше Норзунова, хотя и не имеющего никакого ценного имущества, но характеризующегося как наиболее вредный и опасный элемент - за пределы Калмыкии.

Для наглядности можно привести характеристику социальной физиономии выселяемого, данную улусной комиссией: Овше Мучкинович Норзунов - бывший зайсанг и землевладелец (до революции - 200 десятин земли), бывший царский чиновник по делам Тибета при Министерстве иностранных дел. Являясь в настоящее время членом ревизионной комиссии Областного духовного совета и активным главой верующих калмыков, использует религиозный фанатизм темной массы во вред Советской власти. Известно также, что он все же был выслан в 1929 году в город Камышин Нижневолжского края, откуда сбежал. Далее сведений о нем не сохранилось.

Если б знать...

Русская дипломатия прилагала большие усилия, чтобы воспрепятствовать установлению полного контроля Англии над Тибетом. Позиция Петербурга заключалась в том, что Тибет, находясь под верховной властью Китая, должен сохранять известную самостоятельность. Такое решение вопроса отвечало национальным интересам России. Информация О. Норзунова, а также других паломников из числа калмыков и бурят, о ситуации в Тибете вызвала особый интерес в Министерстве иностранных дел и в Военном министерстве. В это время русская дипломатия вела тонкую работу, имевшую цель остановить английскую экспансию в Тибет и создать условия для укрепления своих позиций в Китае. Россия прилагала большие усилия к нормализации обстановки в Тибете, она вела активные переговоры с Китаем и Англией, добиваясь скорейшего восстановления в стране власти Далай-ламы XIII. Хорошо скоординированные дипломатические шаги русского правительства позволили в 1907 году заключить англо-российское соглашение, по которому Англия признала Тибет частью Китая и обязалась поддерживать с ним отношения только через Китай. Таким образом, угроза английской агрессии была снята. Китай восстановил свой контроль над Тибетом. Важную роль в этом деле сыграла российская внешняя разведка, которая в труднейших условиях регулярно снабжала правительство необходимой информацией.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Известные люди Тибета:

News image

Всемирно известная исполнительница буддийских песнопений А

Всемирно известная исполнительница буддийских песнопений Ани Чоинг Дролма выступила в Московском доме кино Детство Ани Чоинг Дролма было омрачено жестокостью...

News image

Директор Библиотеки тибетских трудов и архивов геше Лхакдо

ОЛЬГА БЫЧКОВА: Добрый веер, добрый день. Это программа Своими глазами . В студии Ольга Бычкова и сегодня наши гости приехали к нам издалека из Тибета. Это До...

News image

Его Святейшество Кармапа об «отказе от Дхармы» и преодолен

Приведенные ниже наставления были даны Его Святейшеством 17-м Кармапой Оргьеном Тринлеем Дордже в дни 27-го Молитвенного фестиваля линии Кагью (Кагью-Монлама)...

News image

Шивалха Ринпоче проводит в Кызыле учения по «Бодхичарья-ав

По просьбе буддистов Тувы Досточтимый Шивалха Ринпоче проводит в эти дни продолжение учений по труду Шантидевы «Бодхичарья-аватара» на тувинском языке в перев...

News image

Интервью с Его Святейшеством Сакья Тризином

В конце мая 2010 года Его Святейшество Сакья Тризин, глава школы Сакья тибетского буддизма, посетит Россию по приглашению Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку ...

Последние истории:

Непал-Бутан, Май

News image

Вернулся из почти месячной поездки по Непалу и Бутану. Полновесный отчет как-то не пишется, так что буду выкладывать фотки и краткие комментарии.

Путешествие по Непалу и Тибету

News image

Идея путешествия. Идея посетить Непал и Тибет родилась у меня в голове года полтора-два назад. В первую очередь это касалось Тибета. В то время я...

Секреты медицины:

СЕМАНТИКА ТЕРМИНА RLUNG

В буквальном переводе слово rlungозначает ветер . Ветер как одно из трех поражающих соответствует махабхуте ветер , как он описывается в текстах...

More in: Тибетская медицина

Авторизация



Достопримечательности Тибета:

Ташилунпо

News image

Ташилунпо (Ташилхунпо, Ташилумпо, Даший-лхунбо; тиб. བཀྲ་ཤིས་ལྷུན་...

Реки и озера Тибета

News image

Тибет полон рек и озер, которые обеспечивает работу мощных гидроэлектрических станций. Густо заросшие берега рек и озер - дома для лебедей и гусей. ...

Самье

News image

Первой целью нашего пути будет древнейший монастырь Тибета Самье, построенный королём Трисонг Деценом более чем 1200 лет назад. Его возведение стало...

Монастырь Джоканг

News image

Монастырь Джоканг в городе Лхасе в Тибете — знаменитый буддийский храм и монастырь, особо почитаемый тибетцами. Сюда сходятся многочисленные паломни...

Монастыри Гэлуг

News image

Цонгкхапа учредил ежегодный религиозный фестиваль, который с тех пор проводится в начале тибетского Нового года (Лосар). Большой молитвенный фестива...

Джампалинг

News image

Покинув Самье, мы снова переправимся на другой берег Брахмапутры, где нас будут ждать наши машины. Примерно через час они доставят нас к руинам мона...

Сакья

News image

Наутро, покинув Шигацэ, мы направляемся в монастырь Сакья, расположенный на высоте 4280 метров над уровнем моря в 150 километрах от Шигацэ и 25 кило...

Что такое Кора ?

News image

Путь к самому себе. В древних восточных писаниях говорится, что Тибетское нагорье стояло от начала Времён и простоит до их окончания: природные о...

Кавагебо

News image

Кавагебо (кит. 卡瓦格博, также в разных транслитерациях Кавакарпо, Мойригкавагарбо, Кха Карпо) — самая высокая гора в китайской провинции Юньнань[1] Нах...