Раздробленный Тибет (842—1247)
Тибет - Культура и традиции |
Со смертью Ландармы, возник спор из-за трона между наследником Юмтэном (Вайли: Yum brtan), и другим сыном (или племянником) Вёсуном (Вайли: 'Od-srung) (или 843—905 или 847—885). Началась гражданская война, которая продолжалась до того времени, когда школа Сакья получила контроль над страной. Вёсун и его союзники контролировали Лхасу, а Юймтэн завоевал Ярлунг, и установил свою династию. [2] В 910 гробницы императоров были осквернены.
Сыном Вёсуна был Пэлкорцэн (Пэл Корцэн) (Вайли: Dpal 'khor brtsan) (или 893—923 или 865—895). Он контролировал большую часть центрального Тибета, и вырастил двух сыновей, Таши Цэнцана (Вайли: Bkra shis brtsen brtsan) и Тикьимдина (Вайли: Khri khyi lding), его называли Кайдэ Ньигон [Вайли: Skyid lde nyi ma mgon] в некоторых летописях. Тикьимдин уехал в верхний Нгари (Dfqkb: Stod Mnga ris) и женился на девушке из центрально-тибетской знати, от них пошла западная династия. [3]
После распада Тибетской Империи 842, Ньима-Гон, потомок древнего тибетского царского рода, основал Ладакскую династию. Королевство Ньима-Гона располагалось на востоке современного Ладака. Кайде, его старший сын, стал править в Мар-юл (Ладак), а два младших сына получили Западный Тибет, основав Королевство Гуге и Пу-ран. Позже старший сын короля Гуге, Кор-ре, называемый Джанчуб Еше Вё (Byang Chub Ye shes' Od), стал буддийским монахом. Он отправил молодых учёных в Кашмир для обучения и приглашения Атиши в Тибет в 1040, что стало началом Чидар (Phyi dar) — позднее распространение, второй этап тибетского Буддизма. Младший сын, Сон-э, управлял повседневными делами государства; его сыновья продолжили династию. [4]
Центральная королевская власть практически не контролировала центральный Тибет с 842 до 1247, но Буддизм укрепился в Каме. В правление Ландармы три монаха бежали из Лхасы к горе Дээнтиг в Амдо. Их ученик Музу Сэлбар (Mu-zu gSal-'bar), позже ставший известным учёным Лаченпо Гёнпа Рабсэлом (Bla chen po Dgongs pa rab gsal) (832—915 или 892—975[5]), восстановивший Буддизм в северо-восточном Тибете, и ставший родоначальником школы Ньингма (Rnying ma pa) . Однако, в соответствии с традицией, один из потомков Вёсуна, который владел землями около Самье, послал 10 юношей в ученики к Гёнпа Рабсэлу. Среди них был Лумэ Шераб Цултим (Klu-mes Shes-rab Tshul-khrims) (950—1015). После обучения они вернулись в У-Цанг. Молодые учёные смогли организовать приезд Атиши в начале 1042 и распространить Учение Буддизма в Лхо-кха (южный Тибет). В этом регионе Учение было очень сильным и был основан Монастырь Сакья — школа Сакья в 1073.[6] Следующие два века Сакья доминировала в политическом, религиозном и культурном плане. Монастырь Цурпху, дом Кармапа был основан в 1155.
Читайте: |
---|
Известные люди Тибета:
Тибетский учитель Нубпа Ринпоче молится о благоденствии ЛаЕго миссия: путешествовать по миру, раскрывая всем желающим тайны буддизма. Имя Нубпа Ринпоче переводится с тибетского - «драгоценный на Западе»: когда он род... |
Шивалха Ринпоче проводит в Кызыле учения по «Бодхичарья-авПо просьбе буддистов Тувы Досточтимый Шивалха Ринпоче проводит в эти дни продолжение учений по труду Шантидевы «Бодхичарья-аватара» на тувинском языке в перев... |
14 лет в затворничестве: интервью с буддийской монахиней ТОпубликовано в журнале Cho Yang, the Voice of Tibetan Religion and Culture Тензин Пелмо — англичанка, которая отправилась в Индию в 1964 году и стала одной и... |
Далай-лама: «Я был очень ленивым»В день своего 70-летия Его Святейшество далай-лама XIV дал интервью «Газете.Ru» и предложил нашим читателям выпить за его здоровье. – Вы как-то сказали в о... |
17-й Кармапа о возвращении в Тибет: “Даже если придется ждВ Дхарамсале, где находится резиденция тибетского правительства в изгнании, многие убеждены, что 17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже - это будущее тибетской по... |